Виды правового статуса личности
Правовой статус личности может быть как индивидуальный, так и общий, помимо двух базовых статусов имеет место быть специальный правовой статус личности.
Индивидуальный правовой статус личности представляет комплекс прав и обязанностей конкретного субъекта права, связанный с его личностными качествами (пол, возраст, семейное положение и др.). Так, для мужчин предусмотрена воинская обязанности, а для людей, вступающих в брак, предусмотрена целая группа дополнительных прав и обязанностей.
Специальный правовой статус личности представляет собой комплекс прав и обязанностей субъекта права, относящегося к определенной категории граждан, статус которых, и связанные с ним права и обязанности закреплены законодательно (индивидуальные предприниматели, государственные служащие, адвокаты и др.)
Общий правовой статус личности представляет собой комплекс прав и обязанностей присущий каждому лицу, который находится в установленной правовой юрисдикции. Он общеобязателен для всех и закреплен в основных правовых актах (Конституция, Уголовный кодекс и др.).
35. Понятие структура и виды правосознания
Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву.
Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:
Правовая психология
Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.
Правовая идеология
Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.
Виды:
По степени общности отношения к праву принято выделять:
1. Индивидуальное правосознание
2. Групповое правосознание
3. Массовое правосознание
По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:
1. Обыденное правосознание
2. Профессиональное правосознание
3.Доктринальное правосознание
36. Правовая культура общества и отдельной личности
Правовая культура личности - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, личное поведение его в соответствии с требованиями норм права (правомерное поведение).
Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.
37. Правовое воспитание: понятие и формы
Правовое воспитание (в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целыо формирования высокого уровня правовой культуры
Формы правового воспитания, т.е. внешними выражениями процесса правового воспитания являются:
1.Правовое обучение (накопление, систематизация и передача знаний о праве).
2. Правовая пропаганда (распространение требований к должному и правомерному поведению посредством средств массой информации).
3.Правовое самовоспитание (самостоятельное изучения человеком права).
38. Деформация правового сознания
Деформация правосознания – это его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.
Виды деформаций правосознания:
- правовой инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.
- Правовой фетишизм – это гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении тех или иных задач.
- Правовой нигилизм – это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права.
- Перерождение правосознания – это крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона.
Формы выражения правового нигилизма:
- прямое умышленное нарушение действующих правовых предписаний. Издание противоречивых НПА, подмена законности политической или практической целесообразностью.
- Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях.
- Нарушение прав человека, особенно права на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество.
39. Формы права. Источники права.
Существуют следующие источники права:
1) в идеальном смысле слова (правосознание);
2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);
3) в формальном смысле слова (формы права).
Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.
Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.
Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».
Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.
Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.
Юридическая доктрина как источник права:
1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;
2) разрабатывает юридические термины и конструкции;
3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;
4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.
Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
40. Понятие и признаки правовой нормы
Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.
Признаки нормы права:
1.формальная определенность: имеет текстовую форму, закреплена в источнике права;
2. системность: внутренняя структура (гипотеза, диспозиция, санкция); связь с другими нормами права;
3. общий характер: возможность многократного применения по отношению к неопределенному кругу лиц (неперсонифицированность);
4. общеобязательность: в случае нарушения возможно государственное принуждение;
5. норма исходит от государства, выражает его волю;
6. регулирует общественные отношения, является разновидностью социальных норм.
41. Структура правовой нормы
Структура правовой нормы представляет собой ее внутреннее строение. С точки зрения своей структуры норма права включает в себя 3 элемента:
· гипотеза;
· диспозиция;
· санкция.
Гипотеза нормы права - эта часть нормы, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие.
Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма.
Диспозиция- это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения.
Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лиц-участников правоотношения. Это и есть сама норма в узком смысле.
Санкция нормы права - это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы.
Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания. Однако, по мнению некоторых авторов, санкции могут быть и поощрительными. Такие положительные санкции указывают на меры поощрения, которые применяются при определенном социально-полезном поведении лиц.
42. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения госуд-ной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы
Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают.
Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта.
Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
43. Виды правовых норм
Виды правовых норм:
1. По отраслям права:
1. Конституционные нормы
2. Уголовно-правовые нормы
3. Гражданско-процессуальные нормы
2. По характеру регулирующего действия:
1. Регулятивные
2. Охранительные
3. Специализированные правовые нормы – действуют опосредовано, через регулятивные и охранительные правовые нормы:
3.1. Дефинитивные правовые нормы – нормы определения, устанавливают юридические понятия.
3.2. Оперативные нормы – устанавливают временные пределы действия НПА.
3.3. Коллизионные нормы – призваны устранять юридические коллизии.
3.4. Учредительные нормы – закрепляют основные начала, цели и принципы правового регулирования.
3. В зависимости от способа регулирования принято выделять:
1. Запрещающие правовые нормы
2. Обязывающие правовые нормы
3. Управляющие правовые нормы
4. В зависимости от метода правового регулирования:
1) Императивные правовые нормы – безусловно-обязательные.
2) Диспозитивные правовые нормы – лишь условно обязательные, применяются, когда договором не обусловлено иное.
44. Понятие, принципы и виды правотворчества
Правотворчество - ϶ᴛᴏ деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);
2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);
3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
5. гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
6. оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
1)законотворчество — правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;
2)делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;
3)подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.
45. Стадии законотворческого процесса
Законотворчество – деятельность уполномоченных на то субъектов по принятию, изменению или отмене законов, как актов обладающих высшее юр.силой.
Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:
1. законодательная инициатива;
2. процесс обсуждения нового законопроекта;
3. принятие нового закона;
4. его обнародование.
Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Обсуждение законопроектапроисходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. опубликование закона– заключительная стадия законотворчества, которая определяет момент вступления закона в юридическую силу. Официальному опубликованию законы подлежат в течение семи дней со дня подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации
46. Нормативный акт. Системы нормативных актов России
НПА - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование общественных отношений, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а так же состоящий в иерархических отношениях с другими актами.
1. Издается компетентным гос. органом или референдумом.
2. Обладает юр. силой
3. Документально оформлен
4. Охраняется силой гос. принуждения.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта пра- вотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: ;
• нормативные акты государственных органов; *
• нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
• совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
• нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
• общефедеральные;
• акты субъектов Федерации;
• акты органов местного самоуправления;
• локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:
• акты неопределенно длительного действия;
• временные акты.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на
• законы и подзаконные акты.
47. Закон,его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов.
закон — это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Виды законов:
1Конституция(закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;2Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией.3Федеральныезаконы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;4Законы субъектовФедерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую категорию.
48. Действие НПА во времени,пространстве и по кругу лиц
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
49. Соотношение права и морали. Единство,различия и противоречия
Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Их различия выражаются в:
1) способах и субъектах формирования. Моральные нормы создаются в стихии жизненного бытия и повседневной практики всего общества, а право – в особом процессуальном порядке непосредственно или с санкции государства;
2) характере воздействия на сознание и поведение людей. Мораль эффективна лишь тогда, когда добровольно соблюдается человеком. Она не нуждаются в официальном закреплении и не могут регулировать многие экономические, организационные и иные отношения;
3) формах внешнего выражения. Мораль действует через общественное мнение путем приоритетного формирования нравственных обязанностей, долга и закрепления в общественном и индивидуальном сознании общих принципов, внутренних убеждений и установок (будь вежлив, уважай старших, не убей, не укради и т.д.). Правовые нормы официально-письменно закрепляются в специальных юридических актах (законах, указах, постановлениях и проч.).
4) уровне требований и оценочных критериях.
5) методах и средствах обеспечения реализации. Мораль обеспечивается общественным мнением. Право обеспечивается экономической, организационной и принудительной мощью государства.
Противоречия между нормами права и морали вызываются:
1) возможным несовпадением интересов общества и государства;
2) некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов;
3) единством права и разнородностью морали;
4) динамичностью морали и консерватизмом права, не успевающим за изменениями общественной жизни;
5) разницей критериев оценки поведения субъектов;
6) несовпадением уровня требований и т.д.
50. Понятие системы права. Соотношение с правовой системой.
Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.
Соотношение системы права и системы законодательства:
1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;
2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;
3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;
4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
51. Отрасль права: понятие и виды. Краткая характеристика основных отраслей права
Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.
Виды отраслей права:
По предмету регулирования: конституционное; уголовное; административное; гражданское; и т.д.
По назначению: материальные (состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское, др)); процессуальные (состоят из норм которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (УПК, ГПК)).
По предметному единству: основные (в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное. гражданское и др.); комплексные (состоят из норм входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право и др).
Краткая характеристика профилирующих отраслей права:
Конституционное право: предмет – основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт президента, федеральное собрание, правительство. Судеьная власть, местное самоуправление; метод – императивный; источники – конституция РФ, ФКЗ, контитуции и уставы субъектов РФ и др.
Гражданское право: предмет – общественные отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений; метод – диспозитивный; источники – конституция РФ, ГК РФ.
Уголовное право: предмет – общественные отношения. Охраняемые уголовным законом; метод императивный; источники – конституция РФ и УК РФ.
Административное право: предмет – общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности; метод – императивный; источники – конституция РФ. Уставы субъектов РФ, КоАП РФ.
52. Институт права: понятие и виды. Подотрасль права.
Институт права – это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.
Правовые институты делятся по отраслям права:
1) на гражданские;
2) уголовные;
3) административные;
4) финансовые и т. д.
Подотрасль права,как и отрасль, регулирует однородные общественные отношения, однако не имеет, как правило, собственного метода правового регулирования, а использует методы материнской отрасли, составляет ее часть.
53. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
Для деления права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения — семейного права.
Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:
1. общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
2. нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.
Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, чту регулирует право, то метод — кбк регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим.
Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
54. Частное и публичное право
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. К отраслям публичного права относятся: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право
ЧАСТНОЕ ПРАВО — отрасли права, регулирующие отношения, связанные с защитой частного интереса индивидуальных собственников и объединений. Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признания защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом. Вмешательство государства в этих случаях минимально и вызывается главным образом интересами участников этих отношений. К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право.
55. Система права и система законодательства
1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;
2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;
3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;
4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.
56. Понятие и виды систематизации законодательства
Систематизация законодательства - это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Систематизация законодательства необходима для:
1. Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.
2. Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.
3. Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.
Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства. Наличие большого числа кодифицированных нормативно-правовых актов отражает квалификацию и качество работы правотворческих органов. Объединение нормативных актов в сборники характеризует стремление к надлежащему правоприменению. А четко организованный учет нормативно-правового материала свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации законодательства.
Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечивает правильную, быструю и качественную реализацию правовых норм.