Формы и методы реализации функций государства
Функции государства осуществляются в специфических формах и методах. Формы реализации функций государства означают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства.
Формы реализации функций государства можно разделить на два вида: правовые и организационные.
Правовые формы реализации функций:
- законодательная;
- управленческая;
- правоохранительная;
- контрольно-надзорная.
Они связаны с принятием и выполнением конкретных юридических норм.
Организационные формыреализации функций:
- регламентирующая – создание конкретных государственных органов;
- хозяйственная – материальное и информационное обеспечение их работы;
- идеологическая – воздействие на общественное сознание.
Организационные формы реализуются в пределах уже существующих норм и представляют собой фактические действия, совершаемые в процессе реализации установленных юридических норм.
Методы осуществления функций государства представляют собой совокупность принципов, способов и средств, используемых при функционировании государства. Выделяют:
- методы нормативного правового регулирования;
- методы принуждения, используемые при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
- методы рекомендаций, которые выражаются в ориентации субъектов на конкретный вариант поведения, желательного с точки зрения государства;
- методы поощрения, стимулирующие общественно-полезную деятельность;
- методы договорного регулирования как в сфере частных, так и публичных интересов;
- надзорно-контрольные методы (лицензирование, стандартизация, сертификация, прокурорское предостережение);
- методы информационного влияния на общество, создание определенного информационного поля вокруг определенных процессов.
Таким образом, функции государства – это практическая реализация его задач, определяемых целями данного государства. Цели любого государства определяются его сущностью. Следовательно, содержание функций государства опосредуется его сущностью. |
Государственный механизм
Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности, профессионализма. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и людей.
Под государственным механизмом понимается вся структурно оформленная система государственных органов, учреждений и предприятий, с помощью которых государство воздействует на обществен-
ные процессы, решает свои задачи, реализует внутренние и внешние функции.
Механизм государства определяется его функциями. Эта связь характеризуется как причинно-следственная, которая опосредуется влиянием формы государства. В классовом государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспечивают свое политическое, экономическое и идеологическое превосходство и осуществляют руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.
В основе построения и функционирования государственного механизма лежат объективные и субъективные факторы, определяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, способствующие соединению его различных составных звеньев в отдельную систему.
Механизм любого государства – это четко организованная, строго упорядоченная система, обусловленная:
- общностью экономической основы всех элементов;
- единством политической основы;
- общностью официальной идеологии (а в некоторых странах её единством);
- наличием общих принципов построения и функционирования элементов;
- общностью конечных целей и задач, стоящих перед различными элементами государственного механизма.
В самом общем виде механизм государства можно определить как структурно оформленную систему средств государственного воздействия на общественные процессы.
Структура государственного механизма:
- государственный аппарат;
- государственные учреждения и службы;
- государственные корпорации и предприятия.
Отдельные авторы, кроме того, относят к государственному механизму дополнительные элементы:
- государственных служащих;
- процедуры принятия государственных решений;
- ресурсное обеспечение.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации функций государства, осуществления государственной власти.
Государственный аппарат можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления властных функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.
Государственный аппарат:
- формируется государством и осуществляет свои функции от его имени;
- состоит из особой группы людей, которые выделились из общества и занимаются только тем, что управляют;
- обладает компетенцией, наделяется властными полномочиями;
- обладает организационной структурой, организационными и материальными орудиями принуждения;
- деятельность аппарата осуществляется на основе государственного материально-финансового обеспечения;
- имеет юридически закрепленную организационную структуру и территориальный масштаб деятельности.
Государственный орган как элемент государственного аппарата обладает абсолютно всеми этими признаками. Главное, что отличает государственный орган от других элементов государственного механизма, – это наличие властных полномочий.
Государственный орган есть относительно самостоятельное, структурно обособленное и юридически оформленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение его в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывает государство.
В состав каждого государственного органа включаются:
- лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на орган полномочий;
- лица, обеспечивающие выполнение его функций и полномочий;
- материально-технические средства.
Государственные органы отличаются друг от друга:
- порядком образования;
- видами деятельности;
- характером и объемом компетенции;
- формами и методами осуществления государственных функций.
Система государственных органов включает в себя ряд частных однородных по своим функциям, внутреннему строению, целям, видам выполняемой деятельности подсистем.
По характеру деятельности структуру государственного аппарата можно представить тремя видами органов: правотворческих, правоисполнительных и правоохранительных.
Правотворческие или представительные органы являются первичными органами, основой для других органов, избираются непосредственно гражданами.
Органы исполнительной власти – это управленческие, исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества (или его части, формирующей власть). Они располагают вспомогательными государственными учреждениями и материальными ресурсами для принятия и реализации актов управления.
Правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность общественных отношений. Они включают организационный и материальный аппарат принуждения (суды, прокуратура, милиция, ФСБ, разведка, тюрьмы и т. д.).
Государственные органы различаются по масштабу деятельности на центральные и территориальные.
Особое место занимают органы местного самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своих полномочий.
Государственные учреждения и службы – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (почта; учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. п.). Они создаются органами государственной власти для обеспечения своих нужд.
Государственные корпорации и предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества и извлечения прибыли.
Государственные служащие – это чиновники, специально занимающиеся управлением. Они различаются по своему правовому положению в механизме государства. Это положение определяется Конституцией и другими нормативно-правовыми актами.