От манифеста 17 октября 1905 г. к третьеиюньскому перевороту 1907 г. 7 страница
Все эти меры использовались уже десятилетиями и не дали результата. Поэтому единственным выходом казалось попытаться пресечь мысли о национальной самобытности народов в самом корне — в вопросе о языке.
Уже в конце 1908 г. Министерство просвещения представило проект Правил о начальных училищах. Вопреки всем недавним уступкам правила снова разрешали использовать родной язык только в первый (в крайнем случае — второй) год обучения. Родной язык
80 С. Д. Набоков—Я. Я. Литвинову. 1 мая 1911 г. (РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 1066. Л. 29—32).
81 Особый журнал Совета министров 13 января 1911 г. (Там же. Ф. 1276.
Оп. 4. Д. 35. Л. 245).
82 Особый журнал Совета министров 17 апреля 1908 г. (Там же. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 90а. Л. 304—307).
83 Государственный совет: Сессия восьмая. 1912—1913 годы. СПб., 1913. Стб. 1411.
84 Всеподданнейшая записка Г. А. Скалона 30 мая 1913 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 44. Л. 346).
85 Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам 4 ноября 1909 г. (РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 94Г. Л. 321—322).
как предмет обучения опять лишь «дозволялся», хотя законы 1905 г. говорили о праве на его преподавание. Наступление на национальную школу возглавил сам Столыпин. В январе 1910 г. он выразил недовольство распространением на западных окраинах школ на родном языке. Школа, подчеркивал он, есть проводник идей русской государственности и не может быть «поприщем для националистического политиканства».86
В течение всего 1911 г. заседало совещание о школьном образовании в местностях с инородческим и инославным населением. Некоторым его участникам и проект Министерства просвещения казался слишком либеральным. Применение родного языка даже как подсобного и только в первый год обучения, говорили они, все равно «искусственно пробуждает национальное самосознание инородцев». Конечно, отвечало большинство этого совещания, «идеалом школы с точки зрения государственного единства представлялась бы единая для всех народностей империи школа с государственным языком преподавания», но, увы, «приходится считаться с создавшимся положением». Для этого большинства постепенное введение всеобщего начального обучения было важно, в частности, и тем, что с распространением министерских школ уничтожатся частные с преподаванием на родном языке. Как о само собой разумеющемся говорилось, что право учиться на родном языке не касается украинцев и белорусов, поскольку их «отнюдь нельзя причислить к инородцам». Частные гимназии на родном языке решили пока не трогать, чтобы не вводить в соблазн уехать учиться за границу (здесь, конечно, имели в виду поляков и немцев).87
Вновь усилились преследования просветительных обществ. Уже в 1908 г. была закрыта «Матица». Обществу приходских библиотек Варшавской архиепархии отказывали в открытии библиотек. Католическому союзу губерний Царства Польского не разрешались ученые общества, публичные лекции и периодические издания — т. е. то, ради чего он был основан.88 На Украине во многих городах были закрыты общества «Просвита», преследовалась возникшая украинская печать. В январе 1910 г. Столыпин специальным циркуляром выразил недовольство тем, что «среди инородческих элементов, населяющих Россию, стало наблюдаться особое движение к культурно-просветительному развитию... на почве их исключительно национальных интересов». Он предложил губернаторам впредь отказывать в регистрации «каких бы то ни было инородческих обществ, в том числе украинских и еврейских», и найти способ закрыть ранее разрешенные.89 В феврале 1914 г. Министерство внутренних дел старалось помешать празд-
86 Журнал междуведомственного совещания по вопросу о постановке школьного образования в местностях с инородческим и инославным населением (Там же. Ф. 1022. Оп. 1. Д. 28. С. 1—3).
87 Там же. С. 24, 26, 30—34, 36.
88 Записка графа С. И. Велепольского. 1912 г. (РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 166. Л. 4—5).
89 Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам 20 января 1910 г. (Там же. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 86. Л. 43).
нованию столетия со дня рождения Т. Шевченко,90 а Синод счел «неудобным» участие в юбилейных торжествах православного духовенства.91
Борьба вокруг школы и просветительных организаций в Западном крае имела еще один — вероисповедный — аспект. «Церковь,—открыто признавало Министерство внутренних дел,— уже с давних времен сделалась одним из орудий национально-политической ... борьбы».92 Власть (и на этот раз вполне обоснованно) видела в католицизме опору польского влияния в крае и с неохотой шла на уступки католической церкви в украинских и белорусских губерниях. Опыт районов, где силой обращенные в православие униаты после 17 апреля 1905 г. массой хлынули к католикам, внушал правящим кругам основательную тревогу за положение дел и в тех районах, где католическая и православная церкви боролись за местное население.
До 1905 г. вопрос о том, выделять ли районы Холмщины, населенные «православными» украинцами, из губерний Царства Польского, тянулся десятилетиями. Когда же эти «православные» десятками тысяч устремились в костел, православная церковь забила тревогу, а Столыпин выразил готовность выделить Холмщи-ну из Польши хоть по ст. 87, лишь бы «обречь исконно русскую землю от денационализации». Схватка вокруг создания Холмской губ. затянулась до самой мировой войны и еще больше обострила отношения с поляками. Попытка Столыпина увеличить присутствие украинских крестьян в западном земстве, чтобы ослабить там позиции польских помещиков, стоила ему провала проекта введения земств в западных губерниях и окончательно решила судьбу его премьерства.93
В Северо-Западном крае белорусское движение было еще слабым. Католическое духовенство попыталось воспользоваться послаблениями 1905—1906 гг. для усиления влияния на белорусов. Николай II потребовал обратить «серьезное внимание на это скверное и недопустимое явление».94 Полем борьбы здесь стали дополнительные богослужения в католических церквах, уроки закона Божия католического вероисповедания и так называемое «тайное обучение», а научиться польскому языку в Западном крае можно было только тайно. В начале 1911 г. Столыпин потребовал резко ужесточить кары за тайное обучение.95 В ноябре 1912 г. Министерство просвещения тоже издало циркуляр с требованием, чтобы родной язык учащихся определяли не родители (те под
90 История Украинской ССР. Т. 5: Украина в период империализма (начало XX в.). Киев, 1983. С. 284.
91 Государственная Дума: Четвертый созыв. Сессия II. СПб., 1914. Ч. 2. Стб. 775.
92 Представление Министерства внутренних дел 12 февраля 1907 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 12. Л. 178).
93 Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг. С. 213—218.
94 А. Д. Арбузов— А. Н. Харузину. 9 июля 1910 г. (РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 826. Л. 101 — 102).
95 Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам 15 января 1911 г. (Там же. Ф. 821. Оп. 150. Д. 611. Л. 134—135).
влиянием ксендза называли польский), а директора начальных училищ (эти, естественно, всех записывали в русские).96
В Министерстве внутренних дел стремились «располячить костел», но постепенно убедились в том, что одними карательными мерами тут не обойдешься и надо разработать программу «национального возрождения белорусов». Под этим понималось, чтобы они осознали себя русскими, для чего следовало читать сельскохозяйственные и экономические лекции на русском языке, устраивать библиотеки с подбором «русских национально-патриотических сочинений» и т. п.97 При Н. А. Маклакове в министерство был даже подан проект о богослужении и преподавании закона Божия на белорусском языке, причем не только у католиков, но и у православных, но движения он не получил.98 Вместо этого в апреле 1914г. Совещание по вопросу о борьбе с полонизацией Северо-Западного края сочло нужным обратить внимание на национальные движения среди белорусов и других народов края.99
Приближение войны и явная безуспешность националистического курса правительства привели к тому, что часть бюрократических кругов стала думать о необходимости более гибкой политики. Крайности великорусского шовинизма, говорили они, только подталкивают инородцев «на измену и революцию».100 Они предлагали сблизиться с верхами «консервативных народностей» — поляков и прибалтийских немцев 101 и вообще со всеми, кто готов признать «имперскую идею». Однако правительственный курс на западных окраинах не изменился.
Предвоенные годы были временем резкого усиления антисемитизма в стране. Определяя свою позицию в еврейском вопросе, власть не скрывала, что ограничения евреев в правах только формулируются как религиозные, а на деле «преследуют собственно политические цели».102 Традиционный бюрократический антисемитизм «сверху» дополнялся антисемитизмом «снизу» черносотенных организаций. Правая реакция пыталась возложить на евреев вину за революцию. В идеологии восстановления «попранных» прав самодержавия и православия антисемитизм играл роль ударного лозунга, обращенного к выбитым из привычного русла жизни и ищущим козла отпущения кругам. Российский помещик, страшившийся растущего в стране капитализма (в его представлении — «еврейского капитала»), и мелкий предприниматель, ненавидевший более удачливого конкурента, видели в еврее виновника своих бед. Эти настроения особенно чувствовались на западных окраинах, в черте еврейской оседлости, где насильственно запер-
96 П. Н. Игнатьев—И. Н. Лодыженскому. 27 ноября 1915 г. (Там же. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 84д. Л. 61—64).
97 Проект циркулярного письма А. А. Макарова. Май 1912 г. (Там же. Д. 167. Л. 1—5).
98 Неатрибутированный машинописный текст (Там же. Л. 71—73).
99 Программа Совещания... (Там же. Д. 84е. Л. 145—148).
100 Гражданин. 1911. № 15. С. 14.
101 С.-Петербургские ведомости. 1912. 15 марта.
102 Проект Особого журнала Совета министров 3 февраля 1907 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 12. Л. 234).
тые в ней евреи — ремесленники и торговцы — составляли сплошную массу, сквозь которую русскому мелкому хозяйчику действительно трудно было пробиться.
До последних предвоенных лет власть действовала сравнительно осторожно по отношению к еврейской буржуазии. Правительство само признавало, что выселить еврейских ремесленников и торговцев из внутренних губерний — значит задеть интересы связанного с ними русского населения. Тем не менее с 1912 г. Министерство внутренних дел затеяло такое выселение. С 1913 г. началось и наступление на права евреев в акционерных предприятиях, затрагивавшее крупную буржуазию.
Наибольшее внимание власть уделяла тому, чтобы перекрыть евреям доступ к образованию. Этим преследовались две цели: сократить число людей, получавших вместе с образованием право жить во внутренних губерниях, и вообще уменьшить численность «неблагонадежной» еврейской интеллигенции. В 1907—1909 гг. были восстановлены и унифицированы процентные нормы для приема евреев в высшие и средние учебные заведения. В 1911 г. эти нормы были распространены и на сдающих экзамены экстерном.
Параллельно с «законотворчеством» правительства в стране нагнеталась черносотенная антисемитская истерия, которую всячески поддерживали власти. Кульминацией ее стал суд над М. Бейлисом, обвиненным в ритуальном убийстве православного мальчика. Министерства юстиции и внутренних дел добивались осуждения Бейлиса. Его оправдание крестьянами-присяжными стало, по признанию следившего за судом чиновника, «полицейской Цусимой, которую никогда не простят».103
На Востоке империи власть все больше беспокоил рост национального движения, развивавшегося под идеями панисламизма и пантюркизма. Это движение по-прежнему выдвигало в первую очередь лозунги возрождения национальной культуры и осуществления национально-конфессиональной автономии, а на общероссийской арене было близко к либералам. После победы младоту-рецкой революции усилились международные связи российских джадидистских лидеров. Развитие событий, несмотря на предупреждения местной администрации еще на рубеже века, застигло центральное правительство врасплох.
Только в 1910г. было созвано совещание по борьбе против «та-таро-мусульманского» влияния в Поволжье. Сосредоточившись на борьбе с революционным движением, сетовало совещание, власть не уделила вовремя внимания эволюции в российском мусульманстве. И вот теперь нужно срочно бороться с «искусственно создаваемой ... религиозно-национальной сплоченностью» мусульманских народов России. Для этого совещание предлагало усилить деятельность православных миссионеров в Поволжье, не допускать светские предметы в мусульманские конфессиональные школы (тогда, считали его участники, те, кто стремится к светскому образованию,
103 См.: Тагер А. С. Царская Россия и дело Бейлиса. М., 1934. С. 280.
пойдут в государственные школы на русском языке). Главную опасность совещание видело в «пантатаризме» — стремлении татап к культурной гегемонии в регионе. Поэтому оно готово было продолжить линию Н. И. Ильминского, распространявшего православие, и учить крещеных инородцев на родном языке.104 Но как уже говорилось, совещание по делам инородческой школы в 1911 г. стало сокращать число народов, имеющих право учиться на своем языке. Народы Поволжья (кроме татар) в этот список не попадали. И вообще мало о ком российский власти говорили с таким высокомерным пренебрежением, как о «малых» народах Поволжья и Урала, рассматривая их лишь как объект борьбы русского и татарского влияния.
Реализуя рекомендации совещания 1910г., Министерство внутренних дел требовало в корне пресекать влияние «культурно враждебного нам государства» — Турции 105 и не допускать к исполнению обязанностей муллы людей, учившихся в Турции и Египте. Рекомендовалось и от выпускников новометодных медресе в самой России требовать удостоверения о «непричастности к религиозно-племенной агитации».106 Министерство все больше приходило к выводу, что «развитие религиозно-национального движения среди русских мусульман», особенно в Поволжье, идет «вразрез с интересами нашей государственности».107 Поэтому в 1914 г. было проведено новое совещание по мусульманским делам. Особенно беспокоило власть то, что новометодные школы готовят неблагонадежных мулл, среди которых растут противоправительственные настроения, а большинство татарских газет оппозиционно. Тяга к собственной культуре, формулировало совещание главную тревогу власти, ведет к обособлению от русской народности, а потому нужно с осторожностью относиться к пожеланиям, даже когда они касаются чисто конфессиональных дел. Кроме того, часть членов совещания предлагала разделить Оренбургский муфтиат на татарский, башкирский и киргизский (казахский), чтобы уничтожить преобладание татар и разобщить мусульманские народы.
Совещание показало, что власть, в общем, растеряна и не может придумать ничего, кроме мер, которые уже не дали результата в прошлом. На этом фоне выделялась своим капитулянтством рекомендация не требовать (вопреки всей прежней практике) от мулл знания русского языка. Надеялись, что это уменьшит вообще тягу к светскому образованию, а ведь именно с образованием у мусульман «рушится их прежнее строго консервативное политическое направление».108 Это было признанием того, что провоз-
104 Журнал Особого совещания по выработке мер для противодействия тата-ро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае. 1910 г. (РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 472. Л. 1—21).
105 Циркуляр Департамента духовных дел Министерства внутренних дел губернаторам 7 октября 1910 г. (Там же. Д. 469. Л. 9).
106 Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам 12 декабря 1911 г. (Там же. Д. 566. Л. 38).
107 А. А. Макаров- В. К. Саблеру. 7 октября 1912 г. (Там же. Д. 573. Л. 18—19).
108 Журнал совещания по мусульманским делам. 1914 г. (Там же. Д. 576. Л. 115—384).
глашавшийся полтора века путь приобщения к российской государственности через школу таит в себе опасность — школа приобщала, но не к идеям самодержавия.
В Казахстане и Средней Азии центральным вопросам национальной политики стала после 1906 г. русская крестьянская колонизация. Имелись в виду две цели — увеличить численность русского населения в регионе и смягчить за счет «свободных» земель края аграрное перенаселение в Европейской России. В конце XIX в. либеральный статистик Ф. А. Щербина, обследуя землепользование в Кокчетавском уезде, первым подпадавшим под массовую русскую колонизацию, посчитал, что большая часть земель нужна самим казахам. В 1907 г. наспех было проведено новое обследование. В результате «земельные излишки» казахов выросли со 129 до 1766 тыс. десятин.109 Переселенческое управление, не стесняясь, признавало: участки для переселения «образовывались в лучших частях уезда», так что скотоводческое хозяйство казахов уже не мйгло там «надеяться на какое бы то ни было обеспечение от полного исчезновения».110
С переходом от кочевого скотоводства к оседлому земледелию казахские степи действительно могли прокормить значительно больше людей, и в них нашлось бы место и для русских крестьян. Но как в Европейской России крестьян стали силой выталкивать из общины, так же и в Казахстане начали насильственно переводить скотоводов на оседлость. Местная администрация, лучше знавшаял как живет степь, предупреждала: массовая экспроприация земли разорит казахов, сначала нужно землеустроить их самих, только тогда выяснится, сколько свободной земли на самом деле. На это совещание высших чинов Министерства внутренних дел в 1907 г. ответило с полной откровенностью: землеустраивать сначала казахов дело долгое, кроме того, тогда лучшие земли достанутся им, а это «обидно для русского крестьянина и не может быть оправдано».111
В 1911 г. степной генерал-губернатор Е. О. Шмит признавал: именно «интенсивное заселение киргизских степей крестьянами-переселенцами» вызывает кризис хозяйства казахов и ведет к антиправительственным настроениям среди них и к прямому сопротивлению, в частности к угону принадлежащего переселенцам скота в Китай.112 Вывод, который делал из этого Шмит, был достоин истинно российского генерал-губернатора: заселить приграничную полосу «исключительно русскими», а казахов изгнать в районы, непригодные для земледелия. И практические дела, и планы Шмита Столыпин назвал «не строго законными», но тем не
109 Представление ГУЗиЗ в Совет министров. 1908 г. (Там же. Ф. 1276. Оп. 4.
Д. 468. Л. 87—90).
110 Главные результаты повторного статистического исследования киргизского хозяйства и землепользования в Кокчетавском уезде Акмолинской области. СПб., 1908 (Там же. Л. 107, 108).
111 Журнал совещания о землеустройстве киргиз (Там же. Л. 218—219).
112 Извлечение из всеподданнейшего отчета Степного генерал-губернатора за 1911 г. (Там же. Ф. 821. Оп. 133. Д. 471. Л. 168).
менее посчитал, что «на этой дальней и дикой окраине» вести себя иначе нельзя, «и не нам мешать генерал-губернатору».113
Более сложно складывалось переселение в Туркестан и Семи-реченскую область. Наиболее благоприятное в смысле климата и почв для русских крестьян Семиречье притягивало стихийных переселенцев. Оно же особенно интересовало и Переселенческое управление. Между тем местному казахскому и киргизскому населению самому не хватало поливных земель. Но когда в 1905 г вблизи г. Верный начались волнения стихийных переселенцев Переселенческое управление стало передавать им обработанные и густонаселенные земли. Военное министерство, в ведении которого находился Туркестан, хотя и признавало, что увеличить русское население в Семиречье и вообще в Туркестане нужно, но что нельзя же ради этого создавать «острый окраинный „киргизский" вопрос». Не лучше ли временно закрыть край для переселения и хоть немного разобраться в земельных правах местного населения?114 Главное управление землеустройства назвало это «небрежением к интересам русского народа», «гибельным для русского дела в Туркестане».115
Разбираться в конфликте было поручено специальной ревизии сенатора К. К. Палена. Пален обвинил обе стороны: Переселенческое управление — в погоне за внешним успехом, а туркестанские власти — в нежелании пустить в край русских крестьян, более готовых сопротивляться самоуправству чиновников, чем запуганное местное население. Пален тоже считал, что «при столкновении интересов русских и киргиз ... предпочтение надо отдавать русскому коренному населению». Но он хотел, чтобы в край устремились не «отбросы» сибирского крестьянского переселения, а «сильные представители русской народности» — частные землевладельцы. Для этого нужно было замедлить темпы колонизации и выяснить границы реально обрабатываемых местным населением земель, чтобы объявить все остальное государственным фондом и продавать новым собственникам. Продолжение же прежней политики массового переселения, предупреждал Пален, скоро будет возможно «только под охраной военной силы».116 Насильственный характер ломки всего жизненного уклада населения края отмечал и новый военный министр В. А. Сухомлинов. Но для него это значило только одно: «Раз мы вступили на путь, который может потребовать применения силы, то необходимо, чтобы таковая была в наличности».117
113 Е. О. Шмит— П. А. Столыпину. 4 июня 1911 г. С резолюцией Столыпина (Там же. Ф. 1276. Оп. 7. Д. 20. Л. 1—3).
114 Представление Военного министерства в Совет министров 25 февраля 1908 г. (Там же. Оп. 4. Д. 428а. Л. 20).
115 Б. А. Васильчиков— П. А. Столыпину. 5 мая 1908 г.; Справка к письму туркестанского генерал-губернатора (Там же. Л. 81, 136).
116 Журнал совещания о переселении и землеустройстве в областях, управляемых на основании Степного положения, и Особое мнение к нему К. К. Палена (Там же. Оп. 4. Д. 468. Л. 153, 180—182).
117 В. А. Сухомлинов— П. А. Столыпину. 29 октября 1909 г. (Там же. Оп. 5. Д. 14. Л. 62).
Только наместник Кавказа И. И. Воронцов-Дашков пытался проводить политику умеренных реформ и привлекать на свою сторону верхи местного общества. Подавив революционные выступления, он представил Николаю II программу дальнейших действий на Кавказе, выражая намерение действовать «без особых приемов русифицирования края, практиковавшихся в последние двадцать пять лет и давших противоположные их цели результаты».118 Главными целями своей программы Воронцов-Дашков назвал прекращение зависимых отношений крестьян, предоставление всем землевладельцам прав собственников, реформу местного управления и самоуправления, включая создание земских учреждений, развитие начального образования на родном языке, создание в Тифлисе Университета или Политехнического института, русскую колонизацию.
Почти ничего из этой программы Воронцову-Дашкову выполнить не удалось. Противодействие центральных властей и бюрократическая волокита помешали ввести на Кавказе земство и открыть там хоть одно государственное высшее учебное заведение. Крестьянская реформа, важность которой признавал и Столыпин, наткнулась на претензии грузинских помещиков и казны — собственницы значительной части земель в крае. В результате Воронцов-Дашков добился только принятия закона 20 декабря 1912 г. об обязательном выкупе повинностей бывших помещичьих крестьян.
Несколько иначе, чем на других окраинах, вел Воронцов-Дашков переселенческую политику. Основную цель этой политики — увеличение численности русского крестьянского населения как опоры имперского влияния в крае — он полностью разделял. Поэтому он торопил с ирригацией Муганской степи. Там, на зимних пастбищах местных скотоводов, он собирался поселить русских крестьян, чтобы они выращивали хлопок, он рассматривал русские поселения как «надежный оплот в пограничной полосе».119 Точно так же Воронцов-Дашков считал нужным создать русские поселки вдоль закавказских железных дорог. Но он понимал, что свободных земель на Кавказе мало. Их нельзя использовать для нужд столыпинской земельной политики. Русские, которых он сможет разместить на Кавказе, должны прочно закрепиться на выделенных землях. А для этого у них уже должна быть привычка к условиям Кавказа. Поэтому лучше всего, считал он, переселять в Закавказье так называемых «иногородних», уже хозяйничавших на арендуемых у казаков землях Северного Кавказа.120 Кроме того, Воронцов-Дашков понимал, что нельзя отдавать русским переселенцам все казенные земли Закавказья, как это предлагало Главное управление землеустройства. «Это, — подчеркивал он, —
118 Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова. СПб., 1907. С. 164.
119 И. И. Воронцов-Дашков—А. В. Кривошеину. 30 июня 1908 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 280. Л. 49—50).
120 И. И. Воронцов-Дашков— А. П. Никольскому. 15 января 1911 г. (Там же. Оп. 6. Д. 50. Л. 20—21).
19 Власть и реформы
г |
общий запас, и прежде всего для удовлетворения нужды местного населения».121
Политика Воронцова-Дашкова вызывала злобные нападки черносотенцев. Его обвиняли в том, что он мешает широкому притоку русских переселенцев; покровительствует местным националистам, особенно армянам, и даже сочувствует революционерам. В большой мере за этим стояло недовольство старого чиновничества чистку которого предпринял Воронцов-Дашков. Увольнение проворовавшихся и неспособных к делу правые называли изгнанием «лучших русских людей». Они опирались на поддержку Департамента полиции, составившего в 1908 г. форменный донос на наместника. Его обвиняли в «возмутительной податливости» вредным влияниям и в подборе сотрудников, создавших «удушливую и губительную для русского дела атмосферу». Наместником, сердито выговаривал Департамент полиции, — и в этом-то и была суть дела — «все делалось и делается только для „успокоения", но отнюдь не подавления».122 Со своей стороны, кавказские власти не скрывали, что считают сфабрикованным нашумевший суд над партией «Дашнакцутюн».123
У Воронцова-Дашкова сложились напряженные отношения и со Столыпиным. Наместник сопротивлялся попыткам властей умалить права католикоса и усилить их вмешательство в его избрание, даже если из-за этого турецкие армяне порвут,с Эчмиад-зином.124 Кроме того, в Петербурге вообще были недовольны восстановлением наместничества. Оно ограничивало прямое и часто удивительно некомпетентное вмешательство министерств в кавказские дела. Воронцову-Дашкову приходилось жаловаться Николаю II на позицию «высшей петербургской администрации, считающей существование Наместничества явлением ненормаль/ным, захватывающим компетенцию и право центрального управления».125 А своей дочери он писал о петербургских властях: «Дураки они, намаются с Кавказом, ежели я уйду».126
В 1910 и 1913 гг. Воронцов-Дашков опубликовал свои доклады Николаю II об управлении Кавказом. В них он выражал уверенность, что край «находится накануне прочного успокоения»127 и что все национальные и конфессиональные проблемы могут быть «направлены в спокойное русло», если только не «ставить лишних заграждений, способных снова создать б,урнь!е пото-
121 Э. А. Ватаци—И. И. Воронцову-Дашкову. 27 января 1911 г. С пометой Воронцова-Дашкова (Там же. Ф. 919. Оп. 2. Д. 1495. Л. 43а).
122 Характеристика общей системы управления Наместничества Кавказского. 31 июля 1908 г. (Там же. Ф. 1284. Оп. 185. 1909 г. Д. 4. Л. 6—11).
123 Доклад Особого отдела по полицейской части Канцелярии Наместника. Октябрь 1909 г. (Там же. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 334. Л. 104—105).
124 И. И. Воронцов-Дашков—П. А. Столыпину. 12 июня 1908 г. (Там же. Оп. 4. Д. 830. Л. 138—142).
12^ Вариант всеподданнейшего доклада И. И. Воронцова-Дашкова 11 февраля 1909 г. (Там же. Ф. 919. Оп. 2. Д. 1220. Л. 48—49, 50—51).
126 И. И. Воронцов-Дашков—И. И. Шереметевой. 19 декабря 1908 г. (Там же. Ф. 1088. Оп. 2. Д. 232. Л. 7—8).
127 Всеподданнейший отчет за пятилетие управления Кавказом генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова. СПб., 1910. С. 4.
ки»-128 Начавшаяся война показала, что надеждам Воронцова-Дашкова не суждено было сбыться.
Накануне первой мировой войны стала заметнее трещина в вековой опоре самодержавия — отношениях государства и православной церкви. Николай II не решился пойти навстречу желанию церкви и восстановить патриаршество. И при патриархах московские цари держали церковь в своей крепкой руке. Но соблюдались внешние приличия, не нарушались канонические правила. Отказав церкви в созыве Поместного собора и .избрании патриарха, власть поставила церковь в трудное положение. Чем глубже становился кризис веры, чем больше людей отходило от религии, тем опасней становилась для церкви близость к государству, отпугивавшая, «вводившая в соблазн» паству, недовольную светской властью. И одновременно — чем слабее чувствовала себя церковь, тем настойчивей требовала она, чтобы государство охраняло ее позиции как господствующей и первенствующей, не шло навстречу другим конфессиям. Не получив патриаршества, Синод особенно болезненно реагировал на действия власти, затрагивавшие, по его мнению, интересы церкви. В 1908 г. Столыпин попытался доказать Синоду, что, расчищая устарелое законодательство, он этим как раз и защищает «действительные интересы православной церкви». Но обер-прокурор Синода П. П. Извольский отказался даже сообщить письмо Столыпина церковным иерархам, поскольку в нем-де «подвергается осуждению неправильное понимание церковью собственной ее пользы».129