Культура раннего Возрождения.
Возрождение. Начало возрождения – синтез всех элементов ср.в. культуры. Разрыв со старыми традициями. В основе возрождения – новое искусство. З.Е. ещё стремится побороть новые веяния, ищет выход в себе самой. Возрождение античных традиций (на христианской базе): адаптация античного к средневековому. Противопоставление природы Богу, материи – форме, тленной земли – небесной нетленности. В основе всего – недвижимое. Бог со-вечен материи, часть природы => он тоже подчиняется законам природы. Антропоцентризм (гуманизм) Обожествление человека по собственной его сущности. Обожествление всей природы. Отсюда – реальное изображение окружающего мира.
1. Проторенессанс (1260-е гг. – н. XV в.). Переходный период и начало Возрождения в литературе. Замена плоского иконного изображения на картинное. Используются достижения готики и поздней романики (развитие реалистической скульптуры). Изображение человека начинают выполнять в объеме и движении. Эмоции получают право на изображение. Готика – XIII-XV вв. Отталкиваясь от готики, Проторенессанс идет к дальнейшему развитию. В это время ит. ренессанс связан с общеевропейскими традициями. 1-й этап связан с именами Джотто, Дуччо, братьями Пизано. 2-й этап (с 20-х гг. XIV в.) – «интернациональная готика»: временное оттеснение в области искусства идей реализма схоластикой. Мастер Никколо – основатель новой школы скульптуры в Пизе. Многое в ней еще тяготеет к прошлому (аллегории и символы, отсутствие рельефа, поверхность фона). И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. Римская школа (живопись) – Пьетро Каваллини. Опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения. С 1320-х гг. ведущая роль в ит. живописи перешла к флорентийской школе – Чимабуэ, Джотто (роспись капеллы дель Арены в Подое). Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.
2. Раннее Возрождение (н. XV – н. XVI вв.).Формируется собственно ренессансное искусство. Смена эстетических и политических идеалов. Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – теория ренессансного искусства, автор ряда трактатов («О зодчестве», «О семье и человеке»). Альберти, Мартини, Филарете, да Винчи– синтез духовности и реальности. В основе новой теории лежало научное знание. Открыты законы линейной перспективы. Альберти разработал каноны градостроительства: в центре – только возвышенность, дома обслуги – за пределами городского центра. В архитектуре вводится ордерная система. Флоренция: Мазаччо, Донателло (статуя Давида), Брунеллески (палаццо Питти). С с. XV в. новый стиль выходит за пределы Флоренции и распространяется по Италии. К 70-м гг. XV в. раннее Возрождение достигает расцвета. Мастера: Пьетро Делла Франческо, Антонелио да Мессино, Джованне Беллини. Расцвет местных школ (Флоренция, Венеция, Феррара, Мантуя, Милан и Рим). Венец – творчество флорентийца Джулиано де Сангало и миланца Браманте. Скульптура. Утонченно-экспрессивный стиль (флорентийцы Вероккио и Антонио Палайола). Живопись. Важнейший момент – одухотворение образа, «человек, парящий над землей» (Боттичелли). Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», «Весна». Сеньорелли – самый энергичный художник (энергетики). Сентиментальная школа – Перуджинно. Драматизм – Мантеньи. Религиозная созерцательность – Беллини. Начало XV в. – классическая безмятежность в изобразительном искусстве (легкие чувства, грусть). Джорджонни и Тициан – открытая философия. Гуманизм становится традицией. Подъем античного наследия. Развивается новая философия – натурально-философская (естественные изыскания + философские системы), появляется эмпирическое знание (через опыт начинают проверять все, даже авторитеты). Во 2-й п. XV в. в гуманизме оформилось философское направление – флорентийский неоплатонизм: Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола. Противник гуманистов – Джироламо Савонарола: обличал папство, призывал церковь к аскетизму.