В3. Судебная система БССР. Прокуратура БССР. Правоохранительные органы БССР.
Проведенная в начале 60-х годов реформа правоохранительных органов не дала ожидаемых результатов. В ходе реформы были ликвидированы Министерство внутренних дел СССР и Министерство юстиции СССР.В 1962 г. Министерство внутренних дел БССР было преобразовано в Министерство охраны гражданского порядка БССР. После ликвидации Министерства юстиции его функции по руководству районными (городскими) народными и областными судами. Государственными нотариальными конторами, а также ведение судебной статистики было были возложены на Верховный суд БССР.
8 марта 1960 г. постановлением Совета Министров БССР была создана Юридическая комиссия при Совете Министров. Ее основные функции:
Все эти преобразования делались для того, чтобы подчеркнуть постепенное перерастание социалистического государства в коммунистическое гражданское самоуправление. После октябрьского и ноябрьского Пленумов ЦК КПСС (1964 г.) и особенно ХХIII съезда КПСС (1966 г.) началось отступление от реформ и возвращение к более жесткой централизации в партийном и государственном руководстве.
Летом 1966 г. были создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, которое в 1968 г. получило новое название МВД СССР. В то же время восстанавливается МВД БССР.
В 1970 г. было восстановлено Министерство юстиции СССР, Министерство юстиции БССР и созданы отделы юстиции в исполнительных комитетах областных Советов. Таким образом, централизованная система руководства судами и другими учреждениями была восстановлена.
Центральное место среди правоохранительных органов принадлежит судам. В БССР в 60-80-е годы ХХ в. судебная система строилась в соответствии с законом от 20 ноября 1959 г. «О судебном строе БССР». Она состояла из Верховного Суда БССР, областных судов. Районных (городских) народных судов.
Верховный суд БССР избирался Верховным Советом БССР на 5 лет. Состоял из председателя, заместителей, а с 1967 г. - первого заместителя председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей.
Верховный суд республики рассматривал дела по первой инстанции, по кассационным жалобам на судебные решения областных судов и в порядке судебного надзора - протесты определенных законом служащих на постановления всех судов республики, что вступили в законную силу.
Областной суд избирался областным Советом депутатов рабочих на 5 лет. С 1979 г. в Минске начал действовать на правах областного суда Минский городской суд.
Свою деятельность областные суды осуществляли в составе судебных коллегий по гражданским или уголовным делам и Президиума суда.
Президиум областного суда рассматривал протесты от соответствующих лиц на постановления районных (городских) народных судов, которые вступили в законную силу. А также на кассационные постановления судебных коллегий областного суда.
Районный (городской) народный суды создавались в каждом районе или городе, который не был разделен на районы. Народные судьи избирались из числа граждан района (города) на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих - по военным частям отрытым голосованием на 2 года. В районах, где избирали 2 и более народных судей, исполнительный комитет районного (городского) Совета депутатов рабочих утверждал из числа народный судей старшего народного судью, который вместе с рассмотрением дел должен был заниматься и организацией работы суда. Районный (городской) суд рассматривал все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, которые были отнесены законов к компетенции высших судебных и военных трибуналов.
Советская судебная система, при которой все судьи находилась в зависимости от партийных и государственных исполнительных органов. Это не давало первым возможности быть независимыми. Все судьи подбирались и рекомендовались на свои должности соответствующими партийными учреждениями. Судьи Верховного Суда избирались Верховным Советом только после того, как были утверждены ЦК КПБ, судьи областных и народных судов утверждались в обкомах партии. Поэтому в своей деятельности должны были учитывать постановления партийных съездов и пленумов, а то и вовсе согласовывать с партийными учреждениями конкретные приговоры и т.п.
В системе правоохранительных органов БССР важное значение имела прокуратура республики. В СССР органы прокуратуры составляли единую централизованную структуру, которую возглавлял Генеральный прокурор СССР. Конституцией СССР 1977 г. устанавливалось, что Верховный Совет СССР назначает Генерального прокурора СССР, а он в свою очередь, назначает прокурора БССР и прокуроров областей. Районный и городские прокуроры назначались прокурором БССР и утверждались Генеральным прокурором СССР. Все прокуроры назначались на 5 лет. Прокурор БССР и подчиненные ему прокуроры осуществляли на территории БССР надзор за точным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советом народных депутатов, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями, служащими, а также гражданами. На прокуратуру возлагалась организация борьбы с уголовной преступностью, координация деятельности всех правоохранительных органов. В случаях, предусмотренных законом, прокуратура проводила предварительное расследование, поддерживала государственное обвинение в судах. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определись Конституцией и Положением о прокурорском надзоре в СССР (24 мая 1955 г.).
В4. Кодификация отраслевого законодательства БССР в 1960 –
1980-ые гг.
Верховный Совет БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых Закон о судоустройстве СССР, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Верховный Совет БССР седьмого созыва (1967-1970 гг.) принял 56 законов, среди которых Кодекс о браке и семье (1969 г.), закон о здравоохранении и Земельный кодекс (1970).
Главные правовые источники для разработки кодексов: Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (1961), Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик (1958), Конституция СССР 1977 и др. В результате в 1984 г. впервые был принят Кодекс БССР об административных правонарушениях. Всего было принято более 10 кодексов и новая Конституция БССР 1978 г.
В развитии всех отраслей права четко проявилась тенденция дальнейшего углубления его демократических черт. Так, нормы конституционного права закрепили расширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в 2 раза. В гражданском праве впервые введены нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чести и достоинства физического лица.