В.1. Общественно–политический строй и административно – территориальное деление Беларуси.
После трех разделов Речи Посполитой Беларусь, с населением в 3 млн. человек оказалась в составе Российской империи. Это повлияло на экономическое, общественно – политическое, культурное развитие белорусского народа.
В Беларуси проходили общие для России процессы, ведущие к распаду феодально - крепостной системы, возникновению капиталистических отношений. Развивалась промышленность: увеличилось количество мануфактур, развивалось сельское хозяйство.
С целью создания опоры в захваченном крае проводилась политика насаждения русского землевладения – русским помещикам передавались белорусские земли.
На территории Беларуси вводились общероссийское административное деление, органы и учреждения.
Беларусь разделили на 3 генерал - губернаторства:
1. Белорусское (Могилевская, Витебская и Смоленская губернии);
2. Виленское (Виленкая, Гродненская и Ковенская губернии);
3. Минское (Минская губерния).
Во главе стоял генерал - губернатор, назначенный императором и представлял собой высшую государственную власть на его территории.
В к. 1811 г. белорусско – польские дворяне во главе с сенатором М. Огинским подготовили проект о восстановлении ВКЛ как автономной территории в составе Российской империи. Император Александр 1 отказался от осуществления этого проекта, но правительство Российской империи 1812 г. занялось вопросом о предоставлении некоторой автономии.
В 1830-1831 гг. произошло польское восстание - восстание, организованное шляхтой и католическим духовенством в Царстве Польском и сопредельных с ним губерниях Российской империи.
Главная цель восстания - отделение Царства Польского от России и отторжение от нее западных земель, входивших в 16-18 вв. в состав бывшей Речи Посполитой.
Восстание было подавлено, а государственность Царства Польского ликвидирована.
((После присоединения к России были приняты меры о переводе униатов (тех, кто принадлежал к униатской вере и признавал власть папы римского) в православие, а униатская церковь была ликвидирована.
Тильзитский мирный договор 1807 г. - договоры между Францией и Россией, Францией и Пруссией, подписанные в г. Тильзите в результате победы наполеоновской Франции в русско-прусско-французской войне.
По договору Пруссия теряла многие территориальные приобретения, в числе которых был и Белостокский округ, отошедший к России.))
В.2. Органы местного управления. Отмена крепостного права.
Основным звеном административной системы была губерния, во главе которой стоял губернатор, в его компетенцию входило руководство исполнительным и распорядительным органом - губернским правлением.
Органы губернского управления:
- губернское правление – коллегиальный орган руководства общей компетенции;
- канцелярия губернатора: административное, полицейское, судебное и финансовое отделения;
- казенная палата, которая руководила финансовой и хозяйственной деятельностью и др.
Губерния делилась на уезды, в которых был нижний земский суд во главе с земским исправником, исполняющим административно – полицейские функции.
Уезды делились на станы, во главе которых стоял становой пристав, исполняющий полицейские функции.
Волость – единица сословного самоуправления казенных крестьян, которая подчинялась нижнему земскому суду и капитану – исправнику.
Отмена крепостного права.
Представители дворянства Гродненской и Виленской губерний подали императору прошение, где высказывались за отмену крепостного права без наделения крестьян землей.
Александр II утвердил проект в «Манифесте» от 19.02.1861 г. и «Положении о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости».
Согласно этим документам, освобождение крестьян рассматривалось как добровольная жертва дворянского сословия; крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; в собственности помещиков оставались их земли, но они были обязаны сохранить в постоянном пользовании своих бывших крестьян их усадьбы и пахотные наделы в обмен на определенные повинности; после отмены в течение 9 лет крестьянин не имел право отказаться от надела и повинностей, и выйти из крестьянской общины; крестьянин имел право выкупа усадьбы и полевых угодий.
В.3. Особенности проведения Земской и Судебной реформ.
Земская реформа.
В 1864 г. в Российской империи была осуществлена земская реформа, действие которой не распространялось на Беларусь. В 1903 г. в белорусских губерниях вводилось «Положение об управлении земским хозяйством». Согласно ему, создались губернские и уездные комитеты по делам земского хозяйства.
На земства возлагалось: заведование имуществом и деньгами земства, содержание земских зданий, благотворительность, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.
В 1911 г. в Витебской, Могилевской и Минской губерниях введено «Положение о земских учреждениях», согласно которому создавались местные органы самоуправления. На уровне уезда действовали земское уездное собрание и земская уездная управа – исполнительный орган земства. В губерниях создавались земское губернское собрание и земская губернская управа.
В состав собраний входили губернские и земские гласные: землевладельцы, состоятельные горожане, крестьяне.
Судебная реформа.
В 1864 г. в Российской Империи была осуществлена судебная реформа, в основу которой положены принципы:
- отделение суда от администрации;
- равенство всех перед законом;
- публичности и состязательности судебного процесса;
- несменяемости судей и судебных следователей, суда присяжных заседателей.
В результате реформы судебная система стала состоять из двух звеньев – из местных и общих судов.
К местным относились мировые суды (в Беларуси введены в 1872 г.), которые рассматривали:
1. уголовные дела;
2. гражданские дела.
К общим относились окружные суды и судебные палаты. Окружные суды были введены в белорусских губерниях в 1883 г. и состояли из уголовного и гражданского отделения.