История государства и права Беларуси.
История государства и права Беларуси.
Тема 1. Государство и право на территории Беларуси в период возникновения государственности восточных славян (XI – н. XIII вв.)
Вопросы: 1. Возникновение государственности восточных славян.
Политический строй государств–княжеств на территории Древней Беларуси.
Общественный строй древних государств.
Основные черты белорусского права.
В.1. Возникновение государственности восточных славян.
В первых веках нашей эры территорию Беларуси занимали балтские и славянские племена. К VIII – IX вв. происходит расселение славян и славянская ассимиляция балтов. Славянские племена на территории Беларуси: дреговичи, кривичи, радимичи, волыняне.
С развитием земледелия, ремесла и торговли происходит перерастание родовой общины в соседскую (сельскую).
Отдельные общины и племена объединяются в более крупные образования – союзы племен. Главной причиной такого объединения являлись стремления к занятию большей территории и оборона от соседей. На первый план выдвигаются лица, связанные с ведением военных действий. Эти военные вожди концентрируют в своих руках еще и административную и судебную власть. Когда военный вождь становится во главе племени дружина приобретает роль его личной охраны, и, кроме того, участвует в управлении (сбор дани - полюдье). На основе власти вождя формируются первые государственные институты.
Причины возникновения государственности:
1. развитие производительных сил ((совершенствование орудий труда, развитие земледелия и скотоводство, развитие торговли));
2. социальная дифференциация((расслоение на богатых и бедных));
3. необходимость объединения перед лицом внешнего врага.
В.2. Политический строй государств–княжеств на территории Древней Беларуси.
На территории Беларуси в X – XIII вв. существовали крупные государства – княжества: Полоцкое, Туровское, Менское, Смоленское, Витебское, Городенское и др.
По форме правления княжества были раннефеодальной монархией. Главой государства являлся князь, обладал исполнительно – распорядительными полномочиями:
1. организация обороны;
2. командование вооруженными силами;
3. поддержка внутреннего порядка;
4. руководство внешнеполитической деятельностью и т.д. В распоряжении князя находилась дружина.
При князе сложился совет (рада), имевший серьезное влияние на монарха. В него входили: родственники князя, высшие должностные лица,
верхушка духовенства, руководство дружины.
Компетенция рады фактически сливалась с компетенцией князя.
В политической жизни большое значение имело вече (народное собрание). В его работе могли принимать участие свободные мужчины, имеющие собственное хозяйство.
Компетенция вече:
1. расклад повинностей и налогов;
2. избрание и изгнание князя,
3. вопросы войны и мира;
4. международные отношения и т.д.
Функции органов управления исполняли посадник, тысяцкий, подвойский, ключник и т.д.
Суд не был отделен от администрации. Судили князья, рада, вече, крупные феодалы в своих вотчинах.
В.3. Общественный строй древних государств.
Классовая структура общества состояла из 2 основных групп:
1. феодалов:
1.1. князья;
1.2. бояре;
1.3. дворцовые слуги, служивые люди;
1.4. духовенство.
2. феодально – зависимое население:
2.1. смерды – имели свое хозяйство, платили феодалам дань, но не находились в личной зависимости от феодала;
2.2. закупы – брали у феодала имущество или деньги и выплачивали долг с процентами; его жизнь охранялась, как и жизнь свободных людей;
2.3. изгои – крестьяне, вышедшие из общины или разорившиеся купцы, бывшие служители церкви и т.д.
В начальный период феодализма сохранялись свободные крестьяне – данники, имевшие свою землю, хозяйство и платившие повинности в пользу государства.
В X – XII вв. происходит рост городского населения, относившихся к свободным людям, среди которых господствующее положение заняли купцы и владельцы ремесленных мастерских.
Тема 2. Государственность Великого княжества Литовского (втор.пол. XIII - XVI вв.)
Вопросы: 1. Концепции и предпосылки создания ВКЛ.
Классы и сословия на территории Беларуси.
Государственный аппарат ВКЛ.
Унии ВКЛ с Польшей.
Судебные органы ВКЛ.
В.4. Унии ВКЛ с Польшей.
В 1385 г. Между Польшей и ВКЛ заключается Кревская уния. Ягайло был обязан присоединить земли ВКЛ к Польше, отпустить на свободу пленных поляков, принять католичество и распространить его в княжестве. Князь Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой.
В 1401 г. заключается Виленско - Радомская уния. Она предусматривала совместные действия ВКЛ и Польши против внешних врагов. Объединенные силы одержали победу над Тевтонским орденом.
В 1413 г. принята Городельская уния. В случае смерти Витовта литовские магнаты обещали не избирать великого князя без согласия польских феодалов. Подобное обещание дали польские феодалы в отношении польского королевского престола. Обещание назначать на государственные посты лишь католиков.
В 1569 г. заключена Люблинская уния - Польское королевство и ВКЛ объединялись в одно государство – Речь Посполитую – под властью одного государя – польского короля и великого князя литовского, с общим органом законодательной власти – сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей.
В.5. Судебные органы ВКЛ.
Характерные черты судебной системы ВКЛ:
1. всесословность некоторых судов;
2. отделение судов от администрации;
3. выборность большинства членов судов;
4. требования морального и профессионального характера;
5. деление на суды на 1-й и 2-й инстанции и т.д.
Судебная система ВКЛ включала:
1. общие (господарский, гродский , каптуровый);
2. сословные суды (земский, копный, церковный и др.)
Господарский суд – высший суд ВКЛ. Сначала он выступал как апелляционный суд (2-я инстанция) и как суд 1-й инстанции по делам государства и шляхты. С принятием Статута 1588 г. он действует только как суд 1-й инстанции по делам о государственных преступлениях. Решения и приговоры считались окончательными и обжалованию не подлежали.
На правах господарского суда выступали сеймовый суд (рассматривал дела о преступлениях, караемых смертью, изгнанием за границу, конфискацию имущества) и комиссарский суд (рассматривал дела, касающиеся земельных претензий землевладельцев, монастырей, городов или споров о повинностях).
В 1581 г. учрежден Главный трибунал – в основном выступал как суд 2-й инстанции, т.е. апелляционный суд, рассматривал жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов.
Гродский суд – всесословный суд, рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян.
Каптуровый суд рассматривал дела о нарушении общественного порядка, об убийствах, разбоях, о фальсификации документов на собственность и т.д.
Земский суд – рассматривал уголовные и гражданские дела, дела о праве на землевладение, фиксировал нотариальные акты и т.д.
Копный суд – орган для сословия простых людей. Рассматривал особо опасные преступления (убийство, грабежи) и мелкие правонарушения.
Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.
Отрасли права ВКЛ.
В.1. Источники права: привилеи и грамоты.
Два этапа развития права ВКЛ:
1. привилейный (XIII - XV вв.) – в это время князьями издавались грамоты (привилеи). В них закреплялись права и льготы феодалов, духовенства, оформлялось правовое положение органов власти и управления, содержались нормы гражданского и уголовного права.
Первые 3 привилея были Ягайло (1387 г.) – о праве Скригайлы на управление ВКЛ после вступления Ягайлы на польский престол. По привилеям 1432 и 1434 гг. православные феодалы наделялись такими же правами, что и феодалы – католики.
Привилеем Казимира 1447 г. закреплялись права шляхты, заложены основы феодальной зависимости крестьян, закреплялась территориальная целостность государств, его суверенитет и независимость.
В привилее 1506 г. отмечалось, что избрание великого князя происходит с согласия и по желанию духовных и светских феодалов, а также других жителей ВКЛ.
Наряду с общегосударственными привилеями издавались областные, волостные и городские грамоты.
Первые областные грамоты были даны Полоцкой и Витебской землям с 1392 по 1399 гг. Затем их получили и другие земли. В них разграничивались полномочия высших и местных органов власти, признавались нормы местного обычного права, местный суд и органы управления и т.д.
Волостные привилеи выдавались властями в результате челобитной жалобы населения на произвол местной администрации.
Первая систематизация в общегосударственном масштабе была сделана в Судебнике Казимира 1468 г., в нем устанавливались единые правовые нормы для всей территории ВКЛ. Регламентировались в основном уголовно – правовые отношения. Он объединил текущее законодательство, нормы местного обычного права и судебную практику.
Положения Судебника:
1. устанавливались единые виды наказания на всей территории страны;
2. под преступлением понималось противоправное деяние, нарушавшее правовые нормы;
3. возраст уголовной ответственности устанавливался с 7 лет;
4. ответственность была только за вину;
5. новый взгляд на цели наказания, главная цель - устрашение, но не исключалось и возмещение ущерба и т.д.
В.2. Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.
2. Статутовый этап развития права (XVI в.) – господство общеземского права. Основным источником становится нормативный акт, а не правовой обычай. Появляются крупные памятники права, как Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.
Основным источником для Статута 1529 г. послужили нормы обычного права и привилеи великих князей.
Принципы Статуты 1529 г: суверенитет государства, единство права на всей территории страны, ответственность только по закону и суду, приоритет писаного права, закрепление привилегий для феодалов.
Принципы Статута 1566 г.: единое право для всех, государственная независимость, ограничение власти великого князя, отделение суда от органов власти и управления.
Наметился переход от феодального права к буржуазному. Феодалы могли свободно распоряжаться своими землями, возраст привлечения уголовной ответственности повысился с 7 лет до 14.
Принципы Статута 1588 г.: ограничение власти монарха, наметилось разделение властей, единое право для всего государства и всех полноправных людей, все государственные органы и должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом.
Статут 1588 г. законодательно оформил сохранение ВКЛ как государства в противовес Люблинской унии.
((Устав на волоки 1557 г.- документ, регламентирующий отношения феодальной земельной собственности, цель - размежевание великокняжеских и боярских земель, возвращение великому князю земель, захваченных боярами.))
В.3. Отрасли права ВКЛ.
Гражданское право.
Институты гражданского права ВКЛ (правоспособности, дееспособности, обязательство, лица, собственности и т.п.) входили в редакцию трех Статутов ВКЛ. Уже в Статуте 1529 г. все имущество делилось на недвижимое и движимое. Существовало понятие правоспособности, которое гарантировало мещанам, шляхте, простым людям совершать какие-либо действия, но была неодинаковой, определялась гражданской, сословной, религиозной принадлежностью.
Дееспособность наступала с 15 лет для женщин, а с 18 лет для мужчин. Собственность на землю была 3 видов: купленница, выслуженная земля и отчина, или дединец. Известны также договоры купли-продажи, залога, займа и др. Существовал десятилетний срок давности.
Уголовное право.
По видам преступления делились на: против личности, имущества, против церкви, против государства, управления, суда, воинские преступления, против господ, Также существовало деление по степени опасности: менее опасные и особо опасные. К менее опасным относились оскорбления людей, неквалифицированные кражи и др. К особо опасным относились поджоги, изнасилования, убийство, измена государству, грабежи, разбои и др. Основные виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, тюрьма, изгнание, лишение должности и др.
Семейное право.
По закону юридически правильным признавался только церковный брак с согласия родителей. Брачным возрастом для мужчин было 18 лет, для женщин 15, а по Статуту 1588 г. с 13 лет.
Конституционное право.
Основополагающим в праве принадлежала идея верховенства закона. Закреплялась выборность монарха, ограничение его власти. Закреплялся демократизм во многих его проявлениях. В правовых нормах 3 Статутов отстаивались идеи суверенитета государства, территориальной целостности, право занимать должности в госорганах только гражданам.
Процессуальное право.
Процессуальное право было единым для гражданских и уголовных дел, процесс носил исковой характер. Стороны носили наименования сторона поводовая (истец) и сторона отпорная (ответчик). Истец (обвинитель) обязан был сам собирать и доставлять в суд доказательства. В случае, если предъявленное им обвинение в суде не было доказано, то сам обвинитель мог быть наказан судом. На любой стадии процесса истец мог отказаться от иска, заключить мировую сделку или помиловать преступника.
Субъекты процесса имели разную процессуальную правоспособность, которая зависела от сословной принадлежности.
Речи Посполитой.
Речи Посполитой.
Речи Посполитой.
С с. XVIII в. Речь Посполитая переживала внутриполитический кризис. Всевластие магнатов привело к децентрализации власти. Положение Речи Посполитой осложнялось и тем, что ее окружали сильные централизованные государства: Австрия, Пруссия и Россия. Для них Речь Посполитая имела стратегическое значение в борьбе за влияние в международной политике. Многонациональное, но политически слабое государство оказалось перед угрозой потери своей самостоятельности.
При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и при поддержке Пруссии в Торуни были созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с католиками православных и протестантов, после чего заключён договор с Россией о свободе вероисповедания и расширении прав православных и протестантов.
В 1768 г. в Баре была собрана ещё одна конфедерация, представители которой выступали за отмену равноправия православных с католиками. Поддержку конфедерации оказала Турция, объявившая войну России. В это время Австрия и Пруссия ввели войска на отдельные территории Речи Посполитой и стали вести с Россией переговоры о разделе этой страны.
В 1772 г. три державы подписали конвенцию о частичном разделе Речи Посполитой (первый раздел ). В результате ВКЛ утратила Витебское, Полоцкое и Мстиславское воеводства, части Польского королевства отошли к Пруссии и Австрии.
В 60-70-е гг. были проведены реформы по дальнейшей централизации страны и демократизации общественного строя:
- в 1765 г. создан кадетский корпус для подготовки офицеров;
- в 1773 г. создана Эдукационная (Адукационная) комиссия, руководившая народным просвещением и образованием;
- в 1775 г. изданы законы, позволявшие мещанам приобретать имения, а шляхте заниматься торговлей и промышленностью;
- в 1776 г. города (за исключением Вильно, Лиды, Троков, Ковно, Новогрудка, Волковыска, Пинска, Минска, Мозыря, Бреста, Гродно) были лишены магдебургского права;
- в крупных городах действовали комиссии "доброго порядка", которые занимались хозяйством и финансами;
- мещанам гарантировалась неприкосновенность имущества, право свободного перемещения по стране;
- вводились единые меры длины.
Отмена крепостного права.
Представители дворянства Гродненской и Виленской губерний подали императору прошение, где высказывались за отмену крепостного права без наделения крестьян землей.
Александр II утвердил проект в «Манифесте» от 19.02.1861 г. и «Положении о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости».
Согласно этим документам, освобождение крестьян рассматривалось как добровольная жертва дворянского сословия; крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; в собственности помещиков оставались их земли, но они были обязаны сохранить в постоянном пользовании своих бывших крестьян их усадьбы и пахотные наделы в обмен на определенные повинности; после отмены в течение 9 лет крестьянин не имел право отказаться от надела и повинностей, и выйти из крестьянской общины; крестьянин имел право выкупа усадьбы и полевых угодий.
Земская реформа.
В 1864 г. в Российской империи была осуществлена земская реформа, действие которой не распространялось на Беларусь. В 1903 г. в белорусских губерниях вводилось «Положение об управлении земским хозяйством». Согласно ему, создались губернские и уездные комитеты по делам земского хозяйства.
На земства возлагалось: заведование имуществом и деньгами земства, содержание земских зданий, благотворительность, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.
В 1911 г. в Витебской, Могилевской и Минской губерниях введено «Положение о земских учреждениях», согласно которому создавались местные органы самоуправления. На уровне уезда действовали земское уездное собрание и земская уездная управа – исполнительный орган земства. В губерниях создавались земское губернское собрание и земская губернская управа.
В состав собраний входили губернские и земские гласные: землевладельцы, состоятельные горожане, крестьяне.
Судебная реформа.
В 1864 г. в Российской Империи была осуществлена судебная реформа, в основу которой положены принципы:
- отделение суда от администрации;
- равенство всех перед законом;
- публичности и состязательности судебного процесса;
- несменяемости судей и судебных следователей, суда присяжных заседателей.
В результате реформы судебная система стала состоять из двух звеньев – из местных и общих судов.
К местным относились мировые суды (в Беларуси введены в 1872 г.), которые рассматривали:
1. уголовные дела;
2. гражданские дела.
К общим относились окружные суды и судебные палаты. Окружные суды были введены в белорусских губерниях в 1883 г. и состояли из уголовного и гражданского отделения.
Возрождение ССРБ.
Возрождение ССРБ.
Угроза интервенции со стороны Польши вынудила советское руководство объединить БССР с Литовской ССР.
I Всебелорусский съезд Советов принял решение об объединении в одно государство Белорусской ССР и Литовской ССР. Такое же решение принял и I съезд Советов Литвы. 27 февраля 1919 г. были созданы ЦИК и СНК Литбел. В состав этого государства вошли Минская, Гродненская, Виленская, Ковенская и часть Сувалковской губерний с более чем 4-млн населением. Предполагалось, что включенные в состав РСФСР Витебская, Могилевская и Смоленскую губернии, если другие территории Беларуси будут захвачены Польшей, в будущем смогут стать основой для восстановления белорусской государственности.
Столицей Литовско-Белорусской ССР стал город Вильна, с апреля 1919 - Минск. Однако уже в сентябре 1919 г. территория объединенного государства была захвачена Польшей. Литовско-Белорусская ССР фактически перестала существовать. В июле 1920 в результате наступления Красной Армии восстановлена Белорусская ССР, Литва стала самостоятельным государством.
31 июля 1920 г. была принята Декларация о провозглашении независимости ССРБ. Завершил процесс восстановления белорусской государственности. II Всебелорусский съезд Советов в декабре 1920 г. в Минске, принял дополнения к Конституции 1919 г.:
- Съезд Советов – высший орган;
- в период между съездами высшей властью был ЦИК Советов;
- создан Совет Народных Комиссаров (СНК), являвшийся правительством республики, которое обладало законодательной властью
Взаимоотношения БССР и РСФСР. Образование СССР.
Конституция БССР 1937 года.
После образования ССРБ 1.01.1919 г. встал вопрос о взаимоотношениях с РСФСР. В свете советско-польской войны летом 1919 г. принимается соглашение об объединении усилий РСФСР, Литвы, Латвии, Украины и Беларуси в противостоянии – оформляется военный союз. Обе республики признают необходимость проведения тесного объединения и в январе 1921 г. это приобретает законодательное закрепление в договоре между РСФСР и ССРБ, где признается независимость и суверенность каждого государства.
В августе 1922 г. идет подготовка проекта договора о дальнейших взаимоотношениях с РСФСР, а в декабре 1922 г. на IV всебелорусском съезде советов принимается постановление об объединении республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических отношений.
30 декабря 1922 г. открылся I Съезд Советов СССР, который юридически оформил образование СССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и союзный Договор, избрал ЦИК СССР. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская) в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления, принципы взаимоотношений органов Союза с органами республик.
Гражданское право.
ГК РСФСР от 1 марта 1923 г. рассматривался и как ГК БССР.
Особенности:
1. укрепление государственной собственности;
2. неотчуждаемость государственных предприятий в частные руки, кроме недействующих в рамках политики НЭП;
3. недействительность сделок, влекущих ущерб для государства;
4. частникам разрешалось открывать кооперативы, торговые и промышленные предприятия и др.
Трудовое право.
Особенности:
1. правовая форма труда – коллективный и индивидуальный договор;
2. 8-часовой рабочий день;
3. меры по охране труда работающих;
4. закреплена система обязательного страхования;
5. переход на 5-дневную и 6-дневную рабочую неделю.
Уголовное право.
В УК 1922 г. отражалась классовость советского уголовного права.
Преступления подразделялись на:
1) преступления против нового порядка, признавались особо тяжкими;
2) все остальные.
Меры наказаний:
1) лишение свободы со строгой изоляцией или без нее; 2) изгнание из страны; 3) принудительные работы; 4) поражение в правах и др.
Вводятся послабления о неприменении смертной казни к лицам до 18 лет; снижаются наказания для лиц от 14 до 16 лет и от 16 до 18 лет; запрет применения смертной казни к беременным.
Расстрел предусматривался за совершение контреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений.
Семейное право.
Кодекс законов о браке, семье опеке принят в 1927 г.
Нововведения:
1. приравнивание незарегистрированного к зарегистрированному браку
2. вводился институт общей собственности;
3. брачный возраст: для женщин с 16 до 18 лет;
4. восстанавливался институт усыновления и др.
Гражданское право
укрепление государственной собственности | |||||
Недействительность сделок, влекущих ущерб для государства | |||||
неотчуждаемость госуд. предприятий в частные руки, кроме недействующих в рамках политики НЭП | |||||
частникам разрешалось открывать кооперативы, торговые и промышленные предприятия | |||||
Трудовое право
правовая форма труда – коллективный и индивидуаль-ный договор |
переход на 5 -дневную и 6 -дневную рабочую неделю |
8-часовой рабочий день |
ряд мер по охране труда |
закреплена система обя-зательного страхования |
Семейное право
приравнивание незарегистрированного к зарегистрированному браку |
восстанавливался институт усыновления |
вводился институт общей собственности |
брачный возраст: для женщин с 16 до 18 лет |
Вопросы: 1. Западная Беларусь в составе Польши и воссоединение белорусского народа в составе БССР.
Начало II Мировой войны.
Уголовное право.
Усиливаются уголовные репрессии. В 1947 г. отменялась смертная казнь, заменялась заключением сроком до 25 лет. Однако в 1950 г. за тяжкие государственные преступления (измена Родине, шпионаж, диверсия) смертная казнь была восстановлена. Усиливалось наказание за разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну до 8 лет.
В 1948 усилилась ответственность за изнасилование сроком заключения до 10-15 лет, а при отягчающих обстоятельствах до 20.
Государство усилило борьбу с имущественными преступлениями:
- за кражу или иное хищение государственного имущества карались осуждением до 10 лет с конфискацией имущества или без; при квалифицирующих признаках - до 25 лет;
- за хищение личной собственности граждан – до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
В 1948 г. введена уголовная ответственность за изготовление или продажу самогона. За выгон самогона с целью сбыта давалось 6-7 лет заключения, а за выгон для себя – 1-2 года.
Конституция БССР 1978 г.
Союз Беларуси и России.
История государства и права Беларуси.