Тема 9. Государственная власть
1. Общая характеристика власти. Виды социальной власти.
2. Государственная власть.
1. Общая характеристика власти. Виды социальной власти.
Власть - это сложный многооаспектный феномен, проявляющийся в различных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие, как волевое отношение властвующего и подвластного субъекта; третьи, как способность властвующего навязывать свою волю другим лицам и т.д. Власть также понимается как управление, связанное с принуждением. Под властью зачастую понимается государство или его органы, осуществляющие власть. В теме «Понятие и признаки государства» говорилось о том, что одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о политической власти, необходимо понять, что такое власть вообще или социальная власть:
1. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество является сложной системой, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть существует как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть - явление социальное.
2. Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Соответственно, не может быть отношения власти между человеком и вещью, между человеком и животным.
3. Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой - подвластного. Оба они являются субъектами властеотношения. Бессубъектной, то есть никому не принадлежащей, власти нет и быть не может.
4. Власть - это интеллектуально-волевой процесс. Власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля выступает важнейшим элементом любой социальной власти, без учёта которого невозможно понять её природу и суть отношений властвования. Это обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой стороны, подчинение подвластных этой воле.
Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. Если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение; если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.
В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.
Наиболее древний подход объясняет власть как теологическоеявление(имеющее сверхъестественный (божественный) характер). Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной. Сторонники антропологическогоподхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремится к автономии, свободе, а с другой – не может существовать вне социальной среды. Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти, которая объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других. З. Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения.Бихевиоризм (поведенческий подход), рассматривает власть как отношение между двумя партнёрами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия. Структурно-функциональная интерпретация власти рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности. Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть. Гносеологический аспект власти раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твёрдая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность. Универсальной не может быть признана ни одна из перечисленных трактовок власти. Профессор Матузов Н.И. дает следующее определение власти. Социальная власть - присущее всякой общности людей отношение господства и подчиненности между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть всегда имеет элемент принуждения.
Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, политическая, государственная, общественных объединений, родительская, церковная и т.д. Существуют различные классификации власти. С точки зрения социального уровня различают власть: в масштабе всего общества, внутри коллектива (организации); в отношении между индивидами. Власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др.
В зависимости от способа организации власти её можно подразделить на демократическую и недемократическую. Известный социолог М. Вебер различалтрадиционную власть (использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени); легальную (опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые чётко регламентируют властную деятельность; и харизматическую, которая реализуется за счёт особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определённые цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперёд. Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например, политические секты, мафиозные группы.
Принято также различать легальную и легитимную власть. Легальной признаётся власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании (ограниченная законом и действующая в рамках закона). Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой её юридическую характеристику, легитимность - нравственную оценку.
2. Государственная власть. Формы и методы осуществления. Компоненты.
Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми её признаками. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть». Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, т.к. политическая власть осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, общественными организациями, общественными движениями. Вместе с тем, если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - от какой-либо ее части или социальной группы. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», т.к. политическая власть исходит от всего государства и реализуется не иначе, как при его участии.
Государственная власть имеет свои особенности:
1) Эта власть реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
2) Эта власть публична. Под публичностью в широком смысле понимается характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается ещё и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;
3) Эта власть суверенна, обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется, прежде всего, в том, что выше неё в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;
4) Она уни универсальна, т.к. распространяется на всю территорию страны и всё её население
5) Государственная власть обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех.
Некоторые учёные, например, профессор М.И. Байтин проводят сравнение характерных черт государственной власти и власти при первобытном строе и выделяют следующие их особенности.
1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоёв населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.
2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.
3. При первобытнообщинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественной мнение. Государственная власть широко использует санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создаёт специальный карательный аппарат.
4. Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются специальные средства, которые взимаются с населения – налоги. Родовому строю они были не известны.
При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же власть управляет по территориальному принципу. Кроме того, появились понятия «подданство» или «гражданство».
Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определённое искусство управления, то есть осуществлять политику.
Кроме того, отметим, что государственная власть имеет свои присущие только ей формы и методы осуществления. Форма осуществления государственной власти – это деятельность, в ходе которой реализуются функции государства, а также стоящие перед ним цели и задачи. Принято выделять правовые и неправовые формы осуществления государственной власти. К правовым относятся: правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность и судебная деятельность. К неправовым относят: организационно-подготовительную работу, организационно-регламентирующую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность, организационно-идеологическая деятельность.
Методы осуществления государственной власти - это то, каким образом государство осуществляет свою деятельность, совокупность способов, приёмов и средств осуществления государственной власти. Выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод рекомендаций, метод поощрения.
Более подробны анализ форм и методов осуществления государственной власти даны в теме "Функции государства".
Компоненты государственной власти.В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) властный субъект; 2) подвластный субъект (адресат власти); 3) объект власти; 4) содержание властной деятельности (властеотношение); 5) средства, способы, приёмы осуществления государственной власти; 6) ресурсы власти.
Профессор А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Данный субъект непосредственно представляет носителя государственной власти, его активное направляющее начало. Он предписывает те или иные варианты поведения, подчиняя своей воли подвластный субъект (адресат власти). Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение также естественно для человеческого общества, как и руководство. Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.
Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определённой стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определённых ценностных ориентаций имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности властного и подвластного субъектов, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.
Подвластным субъектом (адресатом) государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе властный и подвластный субъект могут совпадать, а в недемократическом - резко разграничены.
Объект власти - это то, по поводу чего осуществляется власть, также им может быть результат, к которому стремиться властный субъект.
Содержание властеотношений - один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношения властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определённое русло. В этом элементе можно наблюдать все связи между властным и подвластным субъектом.
Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы - от достижения компромисса до принуждения.
Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.
Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические (материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.
К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране. По словам Ф. Хайека, «экономический контроль - это контроль над средствами достижения всех наших целей».
Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путём установления различных статусов, привилегий и др.
Культурно-информационные ресурсы - это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет её положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально-культурным корням.
Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии государственная власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определённый авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.
Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его. Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить своё назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает её нежизнеспособной.
Таким образом, мы установили, что власть состоит из ряда компонентов: властный и подвластный субъекты, объект, властеотношение, средства, методы, формы, ресурсы. Все перечисленные элементы состоят друг с другом в тесной связи и в зависимости от конкретных исторических условий существования государства имеют разное значение и проявление.
Контрольные вопросы
1. Назовите отличие государственной власти от власти социальной. Что общего между этими понятиями?
2. Назовите признаки государственной власти.
3. Каковы методы и способы осуществления государственной власти?
4. Каковы компоненты государственной власти?