Форма правления. Юридические признаки монархии. Юридические признаки Республики
Монархия обладает следующими юридическими признаками: 1) это, как правило, единоличное правление; 2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству; 3) не зависит от волеизъявления населения.
Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию. В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии. В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка. В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:
1) Высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
2) Должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси). Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится по принципу: кто формирует правительство и кому оно подотчетно. Иные признаки относятся к дополнительным.
В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства. К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:
1) классическую президентскую республику (напр., США);
2)смешанную республику или полупрезидентскую форму правления, в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Страны со смешанной формой правления: Португалия, Польша, Турция, Россия, Украина. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.
Наиболее типичным примером смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. По конституции Франции 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем, президент может распускать национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.
3) Суперпрезидентскую республику. Такой тип республик складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура.
Достоинства президентской республики как формы правления состоит в том, народ имеет больше возможностей влиять на власть, а сама власть характеризуется большей устойчивостью. К недостаткам можно отнести возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.
В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, что влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства. Президент в парламентской республике избирается парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы. К парламентарным республикам относятся Италия, Турция, Финляндия, Германия, Молдова и др. Достоинства парламентской республики: народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной. Недостатки парламентской республики: неустойчивость исполнительной власти, правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией.
Следует сказать, что в «чистом» виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко.