Уроки 14(чтение) и 17(письмо)
Темы уроков: Чтение: Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у]. Буква Уу. Функция буквы У в слоге-слиянии (с.36 – 39).
Письмо: Письмо буквы Уу (с.11-13).
Целевые установки уроков.
Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуком [у] и его отражением на письме с помощью буквы Уу, с функцией буквы У в слиянии, с местом буквы У на «ленте букв»; научится характеризовать звук [у], находить его в слого-звуковых схемах, находить букву У в словах и предложениях, писать букву Уу по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора слов, пересказа сказки.
Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной методике, осваивает базовые предметные понятия (звук [у], буква У, роль буквы У в слоге-слиянии) и логические УУД анализа, синтеза, исключения лишнего при работе со схемами; формирует регулятивные УУД в ходе дискуссии и дидактической игры; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; осмысление основных моральных норм – взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности в ходе обсуждения темы урока.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Чему учат в школе», компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке».
Ход уроков
Целеполагание: Дети вместе с учителем просматривают материал «Азбуки» на с.36-39, хорошо читающие дети прочитывают заголовки тем. Затем учитель предлагает зачитать пословицы на с.36 и выбрать из них ту, которая дает непривычный поворот темы и обсудить ее, так как тема учебы неоднократно повторялась и могла наскучить детям или вызвать отторжение излишней дидактичностью. Дети выберут пословицу «Умный – себя винит, глупый – своего товарища», а затем вместе с учителем продолжают формулировать учебную задачу урока: «Изучить звук [у] букву Уу, ее роль в слоге-слиянии, ее местоположение на «ленте букв», поработать со схемами слов, поиграть в игру».
Изучение материала уроков.
Чтение: Обсуждение темы «Умный себя винит, глупый – своего товарища» следует начать с проблемного вопроса: «Случалось ли вам слышать в свою сторону: «Это всё из-за тебя! Это ты во всем виноват!» или говорить это самим? В каких случаях такое бывало? (Ответы детей). А почему человек обвиняет не себя, а другого? Стоит ли это делать? Почему? (Ответы детей вряд ли будут позитивными из-за малого жизненного опыта и эмоциональности. Тогда учителю следует пояснить, что если у человека что-то не получилось (разбил чашку, упал, плохо выучил стихотворение) и обвинил в этом товарища, а не попытался понять причину своей неудачи, то он опять повторит свою ошибку, а не попытается все исправить. Да и стоит ли так поступать с другом? Что нам говорят пословицы о дружбе, которые мы уже изучили? (ответы детей).
В конце беседы дети формулируют вывод о том, что надо разбираться в причинах своей неудачи, а не обижать друзей. Затем дети оценивают, выполнена ли ими коллективно эта часть учебной задачи.
Чтение: Изучение звука [у] и буквы Уу.
Аналитический этап проводится примерно по той же методике, что и звуков [а], [ы]. Закрепляется материал при чтении хорошо читающими детьми стихотворения В.Берестова на с.37, а также на круговой таблице электронного приложения к «Азбуке». Роль У в слоге-слиянии прослеживается также вначале по схемам на с.37. Дети делают вывод, что звук [у] может быть изолированным (УТКИ) и в слиянии, закрепляется нахождением слов с [у] на иллюстрации к сказке «Гадкий утенок» (гусь, утка, петух).
Внимание! В слове индюк также есть звук [у], но детям, которые научились читать в дошкольном периоде, может помешать графический облик слова. В этом случае детей надо мягко поправить, попросив протяжно произнести это слово и спросить, какой звук они слышат.
Завершается этот этап урока чтением правила на с.37. Дети делают вывод о том, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка написания строчной буквы у проводится на с.11 по обычной методике с применением анимированных прописей в электронном приложении. Комментарий кинем: «От верхней линии рабочей строки пишем вниз короткую палочку с закруглением вправо, доводим до верхней линии и пишем длинную палочку с петлей». Не забыть спросить, почему в прописях обращено внимание на заглавную букву А. Запись слов «Ау», «Уа» позволяет перейти к следующему этапу урока.
Чтение: Закрепление употребления буквы у в словах проводится по рисункам на с.38 «Азбуки».
По верхнему рисунку целесообразно продолжить работу над словом-предложением, начатую на предыдущих уроках. Сначала кто-то из детей, начинающих осваивать чтение, зачитывает слова «-Ау! –Ау! –Ау!», затем коллективно решается вопрос, почему эти слова написаны с заглавной буквы, а после них стоит восклицательный знак. Дети должны придти к выводу, что это не просто слова, а предложения и восклицательный знак ставится потому, что девочка эти предложения кричит, она испугалась. А слово «уа» кричат маленькие дети.
По окончании этапа делается вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка в написании заглавной буквы У на с.12 проводится по той же методике с применением анимированных прописей в электронном приложении. Комментарий кинем: «От верхней дополнительной линии к верхней линии рабочей строки выполняем палочку с закруглениями вверху влево и внизу справа, доводим до верхней дополнительной линии и пишем длинную палочку с закруглением влево внизу».
Внимание! Правописание заглавной У достаточно сложно сформировать сразу, поэтому на последующих уроках придется продолжить выработку навыка. Проводить еще один урок из резервных часов вряд ли целесообразно, так как материал по чтению невелик и поэтому не следует оттягивать изучение согласных.
Чтение: Этап закрепления звука [у] и буквы У продолжается в ходе фронтального выполнения второго задания на с.38: дети называют птиц, изображенных на рисунках, находят слово, в котором нет звука [y] и меняют местами схемы. При этом учитель должен следить за точностью словоупотребления детей: «Первая схема относится не к слову голубь, а к слову ворона. Вторая схема относится к слову голубь. Третья схема относится не к слову гусь, а к слову курица. Четвертая схема относится к слову гусь» (если класс слабый, то учитель дает образец рассуждения).
Завершается этап закрепления анализом «ленты букв». Данный урок является последним уроком добукварного периода, поэтому надо анализировать не только местоположение буквы У, а особенности всех изученных гласных звуков и обозначающих их букв по вопросам: «Сколько букв мы с вами изучили? Какие звуки обозначают эти буквы? Какую особенность имеет звук [o]? Почему буквы а, о, у, ы располагаются на «верхнем этаже»? Что они обозначают в слоге-слиянии? Что обозначает в слоге-слиянии буква и? Эта беседа фактически подводит итоги подготовительного изучения букв в добукварном периоде.
Остаток урока следует посвятить игре по заданию на с.39 «Азбуки». Авторы рекомендуют проводить ее в группах, но можно провести и фронтально, если осталось мало времени.
Этап рефлексии.
Физкультминутки зависят от характера класса.
Рекомендации по работе в семье. Потренировать в написании строчной и заглавной буквы уУ, дописывая строки в «Прописях» №2 на с.11-12. Если у ребенка дома есть компьютер (ноутбук), поиграть с ним в игру «Я - учитель»: ребенок по таблицам, посвященным изученным буквам должен «объяснять» вам пройденный материал.
Букварный период