Работа над повторением изученных звуков и букв.
Беседа и задания:
1. Охарактеризуйте гласный звук [a].
2. Приведите примеры слов с ударным звуком [a].
3. Приведите примеры с безударным звуком [a].
4. Сoставьте слoго-звуковые схемы слов: Антoн, бaрабан, зaяц. (Один ученик у доски, остaльные в тетрадях).
5. Написание заглавной буквы А в прописях на свободных строчках или в тетрадях в двойную линейку, если уже нет места в прописях. Для повторения кинем использовать анимированные прописи.
6. Вырaзите с помощью интонации и звука [a], как человек откликнется: а) если он не расслышал; б) если он наконец-то что-то понял. Это просто звук или уже предложение? Почему?
7. Oхарактеризуйте звук [o]. Чем он отличается от звука [a]?
8. Приведите примеры слов со звуком [o] в начале, середине и конце слов.
9. Выразите с помощью [o] и интонации восхищение. Это просто звук или уже предложение? Почему?
10. Составьте слого-звуковые схемы слов: окна, бочка, балкон (один ученик у доски, остальные – в тетрадях).
11. Написание буквы Оо в прописях (если осталось место) или в тетрадях в двойную линейку.
12. Какова роль букв О и А в слогах-слияниях?
13. Где располагаются буквы О и А на «ленте букв»?
14. А где располагается буква И? Почему? Какова ее роль в слоге-слиянии?
15. Написание буквы Ии в прописях или тетрадях в линейку.
16. Охарактеризуйте звук [и]. Чем он отличается от звука [o]?
17. Приведите примеры слов с [и] в ударном и безударном положении.
18. Составьте слого-звуковые схемы слов иволга, волки, кит.
19. Вопросы для хорошо читающих детей: а) Может ли буква А быть отдельным словом в составе предложения? Приведите пример. (Мы изучаем букву А). б) Может ли буква О быть отдельным словом в составе предложения? Приведите примеры. (Мальчики говорили о футболе). в) Может ли буква И быть словом в составе предложения? Приведите примеры (Мы изучаем букву И. Сегодня уроки русского языка и математики).
Этап рефлексии.
Рекомендации для работы в семье. Поинтересуйтесь у ребенка, как оценивает свои достижения за неделю по чтению и письму. Если ребенок считает, что что-то недоработано, потренировать его по прописям, особенно заглавную букву А(игра «Сам себе контролер»), поработать с электронным приложением с буквами А, О, И (игра «Я – учитель»).
Уроки 13 (чтение) и 16 (письмо).
Темы уроков: Чтение: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква Ы. Функция буквы Ы в слоге-слиянии (с.32-33).
Письмо: Письмо строчной буквы ы (с.9-10).
Целевые установки уроков:
Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуком [ы] и отражением его на письме с помощью буквы ы, с функцией буквы ы в слиянии, отсутствием заглавной буквы ы в русском языке; со смысло-различительной функцией буквы ы; местом буквы ы на «ленте букв», парностью и – ы; научится характеризовать звук [ы] по схеме, находить его в слого-звуковых схемах, находить букву ы в словах и предложениях, писать букву ы по образцу в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии, подбора слов, пересказа сказки.
Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, осваивает базовые предметные понятия фонетики и графики (звук [ы], буква ы, ее роль в слоге), овладевает логическими УУД анализа, аппозиции (противопоставления) при работе с парностью [и] - [ы], осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения в ходе обсуждения темы урока.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Чему учат в школе?» («К четырем прибавить два, по слогам читать слова, учат в школе, учат в школе, учат в школе…»), компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.
Ход уроков
Целеполагание. Дети совместно с учителем просматривают с.32-35 «Азбуки», хорошо читающие дети прочитывают заголовки тем, затем просматривают с.9-10 «Прописей» №2 и вместе с учителем формулируют учебную задачу урока: «Обсудить тему «Не стыдно не знать, стыдно не учиться», познакомиться со звуком [ы] и буквой ы, ее ролью в слоге-слиянии, научиться писать букву ы».
Изучение материала уроков.
Чтение: Обсуждение темы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Звучит первый куплет песни («К четырем прибавить два, по слогам читать слова, учат в школе, учат в школе, учат в школе…»
Обсуждение темы можно начать с проблемного вопроса: У каждого человека такое иногда бывает: он не знает, как ответить на вопрос, не может хорошо выполнить какое-то задание или работу. У вас это, конечно, тоже бывало. Как себя человек при этом чувствует? (Ответы детей). Почему же пословица учит: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»? (Ответы детей). Через пословицу «Век живи – век учись» учитель подводит детей к выводу: наука и техника движутся вперед, каждый день возникает что-то новое: новые электрические устройства, новые приборы, новые профессии. Человеку приходится постоянно учиться. Конечно, неудобно, когда ты что-то не знаешь, но не надо опускать руки, надо узнавать, учиться, переучиваться.
Чтение: Изучение звука [ы] и буквы ы.
Аналитический этап можно начать с проблемной ситуации: возвратить детей к с.9-10 «Прописей» №2 и спросить, есть ли в прописях образец заглавной буквы Ы, посмотреть и в «Азбуке», есть ли заглавная буква Ы. Почему ее нет? Это что, ошибка? Затем читается хорошо читающим учеником стихотворение Е.Благининой на с.32 «Азбуки». Учитель делает вывод: «Значит, есть звук [ы], есть строчная буква ы. Русские слова со звука [ы] не начинаются; поэтому в начале предложения буква ы стоять не может, не могут и русские имена начинаться с буквы ы.
Изучение звука [ы] проводится в ходе эвристической беседы: «Как вы думаете, звук [ы] – гласный или согласный? Почему? Обратите внимание на слоговые схемы. Первая схема к какому слову относится? Как вы догадались? А вторая? Ударный [ы] в слове шары или безударный? А может ли быть [ы] безударным? Давайте послушаем стихотворение (хорошо читающий ученик читает стихотворение Е.Григорьевой и И.Гамазковой на с.32 «Азбуки»). Произнесем медленно слова, выделяя голосом ударный слог: капусты, брюквы, дыни. Какой вывод мы можем сделать? Дадим полную характеристику звуку [ы] по схеме: гласный – согласный, ударный - безударный.
В ходе эвристической беседы и наблюдений над языком выявляется и роль буквы ы в слоге-слиянии: хорошо читающий ученик читает стихотворение В.Берестова на с.33, останавливаясь после каждого слова с буквой ы, класс хором произносит медленно эти слова (выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, луны, вышины) и делается вывод, что буква ы обозначает твердость предшествующего согласного. Затем читается правило на с.33 «Азбуки». По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка в написании буквы ы проводится на с.9 «Прописей» №2 по той же методике, что и написание предыдущих букв, с использованием анимированных прописей в электронном приложении к «Азбуке». Учитель комментирует: «От верхней линии рабочей строки делаем палочку с петелькой внизу, выводим к верхней линии и пишем палочку с закруглением вправо».
Чтение: Дальнейшую работу по закреплению материала целесообразнее начать с сопоставления местоположения букв ы и и на «ленте букв».
Учитель должен подвести детей к выводу, что эти две буквы расположены в одном столбике, но на разных «этажах», потому что ы обозначает твердость предшествующего согласного, а и – мягкость. И очень часто они обе бывают на конце слов, которые обозначают не один предмет, а несколько. В качестве иллюстрации рассматривается верхняя картинка на с. 34 «Азбуки», но более наглядно сопоставление ы - и при образовании мн.ч. имен существительных выступает в электронном приложении к «Азбуке» в круговой табличке на букву ы, поэтому ее целесообразнее использовать для закрепления.
Письмо: Продолжение тренировки в написании буквы ы проводится на с.10 «Прописей» №2. В начале работы следует обратить внимание детей на то, что в «Прописях» буквы ы и и сопоставляются. При вставке букв в слова их прочитывают умеющие читать ученики. Работа со схемами слов мышка и мишка позволяет сделать переход к следующему этапу урока (чтению). Смыслоразличительная функция звуков [ы] и [и]. Детям трудно сделать по одному примеру вывод, поэтому нужно дополнительно привести и разобрать значения слов в стандартных фонологических парах: был – бил, выл – вил, мыло – Мила, дым – Дима, и только после этого можно подвести детей к выводу о том, что замена даже близких по звучанию [ы] и [и] совершенно меняет смысл слова.
Оставшееся время нужно посвятить развитию речи детей – пересказу сказки «Курочка Ряба» по иллюстрациям на с.35 «Азбуки». Задание найти слова с [ы] можно дополнить заданием найти слова с [и].
Итоги урока.
1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Что нам говорит народная мудрость?
2. Какую букву мы изучали? Чем интересна эта буква?
3. Каково положение буквы ы на «ленте букв»?
4. Какова роль буквы ы в слоге-слиянии?
5. Охарактеризуйте звук [ы].
Этап рефлексии.
Физкультминутки – в зависимости от характера класса, нужно проводить после каждого этапа урока.
Рекомендации по работе в семье. Если в семье есть члены, которым пришлось менять профессию или вид работы, нужно рассказать ребенку, как пришлось переучиваться, какие усилия пришлось приложить; потренировать ребенка в написании буквы ы в прописях, поинтересоваться, все ли он усвоил на уроке; если ребенок не удовлетворен результатом, поработать с электронным приложением.