Уроки 11 (чтение) и 13 (письмо)

Темы уроков: Чтение: Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [o]. Буква Оо. Функция буквы О в слоге-слиянии (с.24-25).

Письмо: Письмо строчной и заглавной буквы Оо (с.5-6).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты:учащийся познакомится со звуком [o] и его отличительными особенностями, с обозначением на письме звука [o] с помощью буквы Оо, с функцией буквы О в слиянии, местом буквы О на «ленте букв», со звуком-предложением О!; научится характеризовать звук [o] по схеме, находить звук [o] в слого-звуковых схемах и букву о в словах, предложениях, моделировать предложения в соответствии со схемами, писать строчную о и заглавную О по образцам в прописях, совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора примеров слов, пересказа сказок.

Метапредметные результаты:учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики (звук и буква, классификация звука [o], функция буквы О в слоге-слиянии), овладевает логическими УУД анализа, подведения под понятие; учится оперировать знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); осваивает регулятивные УУД при дискуссии по теме урока и пересказе сказки, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» («Если с другом вышел в путь…» - из. к/ф «По секрету всему свету», муз. В.Шаинского, сл. М.Танича), компьютер и мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.

Ход уроков

Целеполагание. Дети, просматривая с 24-27 «Азбуки» и с.5-6 «Прописей» №2 вместе с учителем формулируют учебную задачу урока: «Обсудить тему «Кто скоро помог, тот дважды помог», познакомиться со звуком [o] и буквой Оо и ее ролью в слоге-слиянии, поработать со схемами и «лентой букв», писать заглавную и строчную букву Оо.

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Кто скоро помог, тот дважды помог» можно начать с проблемного вопроса: Мы не в первый раз обсуждаем вопросы дружбы, согласия, взаимопомощи. К каким выводам мы пришли? (Если дети забыли, то возвратить их к с.6 и 12 «Азбуки»), Чем отличается новая пословица от пословицы «Согласие крепче каменных стен», «Берись дружно, не будет трудно»? Обобщая ответы детей, учитель формулирует вывод: «Помогать надо сразу, когда видишь, что у друга не все получается, а не ждать, когда он попросит о помощи».

Изучение материала о звуке О и букве Оо следует начать с актуализации имеющихся сведений: «Какой звук и какую букву мы уже изучили? Гласный звук [о] или согласный? Какова его роль в слоге-слиянии?» Затем задаются вопросы эвристического характера, сходные с теми, которые ставились при изучении звука [а]: «Как записываются звуки в отличие от букв? Гласный звук [о] или согласный? Ударный или безударный? Затем на аналитическом этапев ходе работы над предметными картинками и схемами к ним (окуни, овощи), а также схемами к изображению рыб (окунь) дети приходят к выводу, что звук [о] – только ударный. Это очень важный момент: в безударном положении [о] редуцируется и звучит как [α] или [ъ], что при растянутом произношении звучит, как [а]. Разумеется, объяснить это детям трудно, но возможно: нужно прочитать, растягивая слоги, но орфоэпически, а не орфографически, стихотворение на с.25, чтобы дети поняли, что буква О обозначает звук [а] в безударном положении.

Закрепляется материал с помощью игры по картинке на с.24: дети подбирают слова со звуком [о]: огорóд, крот, бóчка, картóфель, óвощи, моркóвь, подсóлнух, окнó, забóр, плóшка и убеждаются, что звук [о] только ударный. Затем дети составляют по картинке предложение из четырех слов.

Внимание! В этой работе есть трудности:

1) Дети, осваивавшие грамоту до школы с помощью родителей, могут начать путать звуки и буквы, что является весьма распространенной ошибкой среди взрослых. Это нельзя оставлять без внимания, нужно таких детей мягко поправлять: «Произнеси слово «огород». Вот видишь, ты, когда не читаешь, а просто говоришь, то произносишь [агарóт]. Если [о] без ударения, то всеми русскими он должен произноситься, как [a].»

2) Если не только дети, но и учитель являются носителями северного великорусского говора, и это произношение учитель не смог выправить, обучаясь орфоэпии в вузе, то устранить окание и показать этот теоретический материал будет затруднительно.

По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Освоение написания буквы Оо можно провести с помощью электронного приложения к «Азбуке». Дети должны убедиться, что печатный вариант и рукописный почти не отличаются друг от друга.

Чтение: Закрепляется этот материал нахождением буквы О в тексте пословиц на с.24 и в стихотворении на с.25: хорошо читающие ученики читают эти тексты, остальные дети следят пальчиком и отмечают наличие буквы О.

Завершается этот этап урока чтением правила на с.25. Учитель может голосом показать различие в твердости-мягкости согласных перед О на традиционных фонологических примерах: вол – вёл, роль – орёл, боль – бил и т.д.

Письмо: Тренировка в написании строчной буквы Оопроводится по прописям на с.5. Кинемы показывает учитель на доске или интерактивной доске или же с помощью анимированных прописей. Комментарий: «Между верхней и нижней линией рабочей строки рисуем овал. Начинаем его с правой стороны». В начале работы и после нее не забыть сделать пальчиковую гимнастику. При вставке буквы О в слова их вначале прочитывает хорошо читающий ученик, затем вставляется О во все слова и проводится работа со схемами: отмечается, что все О обозначают ударный звук [o], находятся слоги, в которых О обозначает звук вне слияния, и буквы, обозначающие согласные вне слияния, и буквы, обозначающие согласные вне слияния, обращается внимание, что в односложных словах (сом) ударение не ставится.

По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Чтение: Нахождение буквы О в словах продолжается на материале предметных рисунков на с.26: дети находят ошибку в расположении схем слов арбузы и окуни, по просьбе учителя находят в «Прописи»№2 на с.5 схему к слову осы и подбирают слова, которые начинаются на А или на О. Затем продолжить тренировку можно с помощью круговой таблички в электронном приложении: дети называют слова, в которых есть О, при ошибке раздается звуковой сигнал.

Письмо: Продолжение тренировки в написании буквы Оо и повторение написания буквы Аа проводится на с.6 «Прописей» №2. Дети просматривают материал страницы и учитель спрашивает, почему, кроме буквы О они будут писать еще и букву Аа. Далее работа проводится, как обычно. В конце нее нужно обратить внимание на строчку «О-о-о», чтобы перейти к следующему этапу работы.

Чтение: Знакомство с [o] как звуком-предложением проводится по сюжетной картинке на с.26 «Азбуки». Учитель выясняет, что изображено на картинке: у крокодила болят зубы, он плачет, обезьянка его утешает. Затем учитель обращает внимание детей на то, первая буква О написана с заглавной буквы. Значит, он отражает на письме не просто звук, а предложение. Обязательно нужно продемонстрировать интонацией значение этого междометия и показать другие значения (удивление, восхищение).

В конце уроков проводится работа по развитию речи по серии сюжетных картинок на с.27: дети вспоминают сказку «Машенька и медведь», подбирают заголовки к каждой из картинок.

Заканчивается работа над материалом уроков анализом «ленты букв». Лучше, если учитель не сообщит эти сведения, а «добудет» с детьми в ходе эвристической беседы: «На каком фоне на «ленте букв» находится буква О? Что это означает? Почему она расположена рядом с буквой А на «верхнем этаже»? Прочитаем, что обозначает буква А в слоге-слиянии на с.21 «Азбуки». А что обозначает в слоге-слиянии буква О? Значит, сверху будут располагаться буквы, обозначающие в слоге-слиянии твердость предшествующего согласного звука».

Итоги урока.

Беседа:

1. Какую тему мы с вами обсуждали? К какому выводу пришли?

2. Какую тему изучали по русскому языку? Какой звук отражает на письме буква О? Гласный или согласный? Ударный или безударный? Какова роль буквы О в слоге-слиянии?

Этап рефлексии.

Физкультминутки по-прежнему зависят от того, научились ли дети соблюдать дисциплину.

Рекомендации по работе в семье: побеседовать с ребенком о том, были ли у родителей (или старших членов семьи) примеры взаимопомощи, потренировать в «Прописях» №2 на с.5-6 в написании буквы О и буквы А на свободных местах строчек.

Уроки 12 и 14

Темы уроков: Чтение: Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буква Ии. Функция буквы И в слоге-слиянии (с.28-30).

Письмо: Письмо строчной и заглавной буквы Ии (с.7-8).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: Учащийся познакомится со звуком [и] и его отражением на письме с помощью буквы И, с функцией буквы И в слиянии, с употреблением И в роли слова и предложения; местом буквы И на «ленте букв», научится характеризовать звук [и] по схеме и находить его в слого-звуковых схемах, находить букву И в качестве слова и предложения, писать строчную заглавную букву И по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, знакомства с многозначностью, моделирования предложений, пересказа сказки.

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, осваивает базовые предметные понятия (звук [и] и буква Ии, функция буквы И в слоге-слиянии, знакомство с многозначностью), осваивает логические УУД классификации и исключения «третьего лишнего» при работе с предметными картинками, оперирует знаково-символическими средствами представления информации (схемами предложений и слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), а также регулятивными УУД при восстановлении сюжета сказки и дискуссии по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из. к/ф «По секрету всему свету», муз. В.Шаинского, сл. М.Танича), компьютер и мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.

Ход уроков

Целеполагание: учащиеся под руководством учителя, просмотрев с.28-31 «Азбуки» и с.7-8 «Прописей» №2, формулируют учебную задачу урока: «Обсудить тему «Нет друга – ищи, а нашел – береги», изучить звук [и] и букву Ии, роль буквы И в слоге-слиянии; с местом буквы И на «ленте букв».

Изучение материала уроков.

Звучит первый куплет песни «Когда мои друзья со мной» (из. к/ф «По секрету всему свету»), муз. В.Шаинского, сл. М.Танича.

Чтение: Обсуждение темы «Нет друга – ищи, а нашел – береги» начинаем с актуализации имеющихся сведений: дети просматривают ранее обсуждавшиеся темы о дружбе и взаимопомощи, читающие дети еще раз прочитывают соответствующие пословицы и все вместе выявляют смысл новой пословицы: дружбу надо беречь, не конфликтовать, если поссорились – мириться. Можно сопоставить и с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад» и подвести детей к выводу, что лад должен быть и в семье, и в дружбе со сверстниками.

Чтение: Изучение темы «Звук [и], буква Ии»начинаем с актуализации имеющихся знаний: «Какие звуки и буквы мы изучили? Как изображается звук на письме? Какую роль выполняют буквы А и О в слогах-слияниях? Чем отличается звук [о] от звука [а] по отношению к ударению?»

Изучение звука [и].

Аналитический этап проводится в виде эвристической беседы: «Произнесем звук [и]. Гласный он или согласный? Как мы ответим на первый пункт схемы? Почему [и] – гласный звук? Ударный он или безударный? Рассмотрим рисунок и слого-звуковую схему под буквой Ии. Какой предмет изображен? Схема соответствует слову игла или иголка? Почему вы так думаете? Какой звук [и] в слове иголка – ударный или безударный? Теперь прочитаем стихотворение «Ивы» (читает хорошо читающий ученик). Как вы думаете, в слове ивы звук [и] ударный или безударный? Как вы это определили? Какой вывод мы можем сделать по второму вопросу схемы: ударный или безударный? Охарактеризуйте полностью звук [и].

Закрепляется материал о звуке [и] в ходе игры «Кто больше?» на с.29 (úволга, игрýшка, лисá, лéбеди, Ивáнушка-царéвич). Чтобы назвать последние слова, надо обратить внимание детей на сюжетный рисунок на с.28 и найти на нем изображения гриба, синей птицы.

Изучение буквы Ии начинается со знакомства с графическим обликом заглавной и строчной буквы и в печатном и в рукописной варианте по таблице и в электронном приложении к учебнику с использованием либо мультимедийного проектора, либо интерактивной доски. Если нет ни того, ни другого – использовать изображения букв в «Азбуке» и «Прописях».Закрепить зрительный образ печатной буквы можно при чтении пословицы на с.28: хорошо читающий ученик читает, а остальные дети отмечают наличие буквы И. Затем букву И находят в стихотворении «Ивы» и в заголовке темы, а также на круговой табличке в электронном приложении. Заканчивается этот этап урока чтением правила на с.29 о роли буквы И в слоге-слиянии. Иллюстрировать это правило нужно традиционными фонологическими примерами: дам – дом – Дима; бал – боль – бил. По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка в написании строчной и проводится по с.7 как обычно. Кинемы показывает либо сам учитель на доске, либо в электронном приложении.

По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Чтение: Продолжение работы над употреблением буквы И проводится по предметным рисункам на с.30.

Первая серия рисунков знакомит детей с многозначностью слова иголки. Дети под руководством учителя сопоставляют слого-звуковую схему с предметными картинками и подводятся в ходе эвристической беседы к выводу, что у всех слов есть общее значение: заостренная на конце тонкая палочка. Затем проводится работа в паре: дети придумывают предложения про ёжика.

Второй рисунок направлен на осознание того, что И может быть словом (союзом). Сначала составляются по правой стороне словосочетания, а затем с помощью левой картинки-предложения: Мама надела на мальчика шарф и шапку. Мальчик положил в ранец карандаш и ручку. Первокласснику купили ранец и пенал.

Третья серия рисунков продолжает работу над УУД логического характера: дети вначале проверяют соответствие схем изображениям предметов, находят намеренно сделанную ошибку (в последней схеме неправильно отмечено место ударения). Учитель может спросить, что должно быть изображено на рисунке, чтобы схема соответствовала (пúлы). Затем дети подбирают общее слово (инструменты), с которым они уже встречались ранее. Если дети забыли это слово, можно возвратить их к с.6 «Азбуки». По заданию учителя они исключают лишнее: грабли – это садовый инвентарь, а остальное – это инструменты для плотника.

Письмо: Продолжение работы над написанием заглавной И проводится по с.8 «Прописей» №2 по той же методике, что и раньше, с использованием анимированных прописей в электронном приложении. При вставке букв в слова, которые читают дети, уже умеющие читать, нужно обратить внимание на то, что имена пишутся с заглавной буквы.

Чтение: Остальную часть урока следует посвятить развитию речи. Дети, работая самостоятельно в паре, восстанавливают по сказке «Лиса и журавль» порядок следования иллюстраций и придумывают заголовки. Можно провести конкурс на лучший заголовок. Исходя из темы дискуссии, которая проводилась в начале урока, можно попросить детей придумать другой конец сказки, чтобы лиса и журавль могли сохранить дружбу.

Если останется время, нужно провести работу над сюжетной картинкой на с.28 «Азбуки»: дети должны придумать предложение из четырех слов.

Заканчивается занятие анализом местоположения буквы И на «ленте букв». Примерный ход беседы таков: «Почему буква И расположена на розовой стороне «ленты букв»? Почему буква И расположена не на «верхнем этаже», как буквы А и О, а на нижнем?

Итоги урока:

Беседа:

1. Какую темы мы обсуждали? К каким выводам пришли?

2. Какой материал по русскому языку мы изучали? Чему научились? Какую роль выполняет буква И в слоге-слиянии?

Этап рефлексии.

Физкультминутки по-прежнему зависят от того, научились ли дети соблюдать дисциплину.

Рекомендации для занятий в семье.Продолжить тему дружбы: рассказать о своих друзьях, какие они, как вы поддерживаете с ними дружеские отношения, сколько лет длится дружба, как вы с друзьями помогаете друг другу и т.д. Потренировать (желательно с анимированными прописями электронного приложения) пишущую руку ребенка на оставшихся строках с.7-8 «Прописей» №2.

Урок 15 (письмо)

Тема урока: Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге-слиянии. Письмо этих букв.

Целевые установки урока.

Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:

Предметные результаты: учащийся повторяет изученные гласные звуки [а], [о], [и] и их характеристики, буквы а, о, и их функции в слоге-слиянии, употребление гласных звуков в роли предложений; тренируется в написании букв в прописях.

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает закрепление в памяти базовых предметных понятий, оперирует знаково-символическими средствами представления информации, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование:аудиоаппаратура и запись песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского), компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.

Ход уроков

Целеполагание.В связи с тем, что этот урок является всего лишь третьим отдельным уроком русского языка, учитель формулирует учебную задачу сам: «Повторить изученные сведения о звуках и буквах, учиться составлять слого-звуковые схемы слов, закрепить умение писать изученные буквы». Затем учитель может задать вопрос, какой русской пословице соответствует эта учебная задача.

Наши рекомендации