Глава 16. Судебная система Российской федерации
В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Главная функция судебной власти — вершение правосудия которое может осуществляться только судом в особой процессуальной форме. Совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи и связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия, называется судебной системой. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» ( 1996 г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Судебная система РФ состоит из трех звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные однородными полномочиями. Выполнение определенных функций характеризует суд как инстанцию. Судебная инстанция — стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции. В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция. Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по существу (непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения, приговора, определения). В качестве кассационной инстанции суд в целях проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Кассационная инстанция, в качестве которой выступает суд, непосредственно вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение, а) оставить приговор или решение без изменений‑
б) отменить их (полностью или частично) и на править дело на новое расследование (как правило" в тот же суд первой инстанции, но с иным составом судей);
в) отменить приговор и прекратить производство по делу;
г) изменить приговор или решение.
Указания кассационной инстанции обязательны при вторичном рассмотрении дела, хотя она не вправе считать доказанными факты, которые не были установлены в суде первой инстанции, предрешать вопросы о доказанности обвинения, о достоверности того или иного доказательства.
Апелляционная инстанция, так же как и кассационная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново исследование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств, после чего либо утверждает обжалованное решение, либо, отменив его, выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом.
В качестве надзорной инстанции суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, вступивших в законную силу.
Особое место в судебной системе РФ занимает Конституционный Суд РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ» и «О Конституционном Суде РФ» ( 1994 г.).
Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституцион ный Суд РФ — суд высшего звена (конституционная юстиция в России не имеет среднего и основного звеньев). В состав Конституционного Суда входят 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента. Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Срок полномочий — 12 лет (назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается). В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием из своего состава избирают Председателя, заместителя Председателя и судью‑секретаря Конституционного Суда (сроком на три года). В составе Конституционного Суда образуются две палаты (10 и 9 судей соответственно).
Полномочия Конституционного Суда РФ: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов РФ. Форма обращения — ходатайство, субъекты обращения — любой из вышеперечисленных органов;
3) проверка конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном
судебном деле. Форма обращения — коллективная (индивидуальная) жалоба граждан (гражданина) РФ на нарушение конституционных прав и свобод или запрос суда, субъекты обращения — граждане РФ, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, или суд при рассмотрении дела в любой инстанции, пришедший к выводу о несоответствии Конституции РФ примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона;
4) толкование Конституции РФ. Форма обращения — запрос, субъекты обращения — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ;
5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Форма обращения — запрос, субъект обращения — Совет Федерации.
Решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
В компетенции судов общей юрисдикции находится основная масса дел (уголовных, гражданских, административных). Основное звено зтой системы представлено районными (городскими) судами. Именно они рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, проверяют законность и обоснованность собственных решений гражданским делам (по вновь открывшимся обстоятельствам), приговоры и иные решения мировых cудей, а также разбирают дела об административных правонарушениях.
Среднее звено в системе судов общей юрисдик ции — это верховные суды республик, краевые и об ластные суды, суды автономных округов и автономных областей, городские суды Москвы и Санкт‑Петербурга. В составе этих судов действуют президиум и две коллегии — по уголовным и по гражданским делам. В качестве первой инстанции суды среднего звена рассматривают уголовные дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, о преступлениях против государственной власти, мира и безопасности человечества, могут принять к рассмотрению по существу и некоторые другие дела (например, гражданские дела, связанные с государственной тайной). Эти суды выступают в качестве кассационной инстанции в отношении решений судов основного звена и в качестве надзорной инстанции, проверяя законность и обоснованность приговоров и решений районных (городских) судов. Для рассмотрения конкретного дела в суде среднего звена может быть образована коллегия судей‑профессионалов, коллегия судьи и 12 присяжных заседателей, коллегия судьи и двух народных заседателей.
В систему судов общей юрисдикции входят и военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также некоторые гражданские дела. Эти специализированные суды состоят из военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов (основное звено), судов военных округов, флотов, видов и групп войск (среднее звено). Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный Суд, в составе которого образуется Военная коллегия.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган (суд высшего звена) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в установленных процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью. Верховный Суд РФ работает в составе Пленума Верховного Суда (общего собрания всех членов Верховного Суда), Президиума, судебных коллегий по гражданским делам и по уголовным делам, Военной и Кассационной коллегий. Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают дела в качестве первой инстанции, кассационной инстанции (рассматривают жалобы и протесты на решения и приговоры судов среднего звена), в порядке судебного надзора (в отношении решений и приговоров всех нижестоящих судов). Президиум Верховного Суда рассматривает дела в качестве кассационной инстанции (в том числе и на кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда) и в порядке судебного надзора (в том числе и на приговоры или решения судебных коллегий Верховного Суда). Пленум Верховного Суда, собирающийся не реже одного раза в 4 месяца, не обладает судебными полномочиями: он дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства РФ на основании изучения и обобщения судебной практики (эти разъяснения носят рекомендательный характер), выступает с законодательными инициативами и др.
В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды как органы правосудия в экономической сфере. Арбитражные суды разрешают так называемые экономические споры, т. е. споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают юридические лица и граждане‑предприниматели. После принятия в 1995 г. Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражная подсистема судебной системы РФ тоже стала трехзвенной. Основным ее звеном являются арбитражные суды субъектов РФ, которые рассматривают большинство дел в первой инстанции, а также выступают апелляционной инстанцией в отношении дел рассмотренных этими же судами по существу. Основное звено в системе арбитражных судов представлено федеральными арбитражными судами 10 округов, на которые разделена Российская Федерация. Эти суды рассматривают в качестве кассационной инстанции законность решений арбитражных судов, принятых ими в качестве первой или апелляционной инстанций. Высший Арбитражный Суд РФ по первой инстанции рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов высших органов государственной власти РФ, нарушающих законные экономические интересы граждан и организаций, а также разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации. Кроме того, Высший Арбитражный Суд является надзорной инстанцией для всех арбитражных судов, изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения арбитражного законодательства.
Председатели Верховного и Высшего Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Заместители председателя и судьи высших судов назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении председателей судов и заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Судьи остальных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного судов (соответственно), основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными органами власти соответствующих субъектов РФ.
Статус судей в Российской Федерации определяется Конституцией и Законом РФ «О статусе судей» ( 1992 г.). Судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе, независимы от других органов государственной власти и подчиняются только федеральным законам. Гарантиями независимости судей является их несменяемость и неприкосновенность, а также достойное материальное обеспечение.