Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Выдача (экстрадиция) - это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица - негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 - порядок административного выдворения иностранных граждан.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что административное выдворение и депортация представляют собой разнопорядковые средства государственного принуждения: первое - является мерой административного наказания и применяется только за совершенное административное правонарушение; второе - есть разновидность мер защиты, применяемых исключительно по отношению к иностранным гражданам в случаях, предусмотренных законом. По смыслу статей 2, 31 и 34 Закона о правовом положении иностранных граждан административное выдворение представляется более широким, поскольку оно предполагает как депортацию - принудительную высылку, так и добровольное исполнение акта выдворения под контролем уполномоченных на то должностных лиц. Кроме того, субъектами депортации могут быть только иностранные граждане, в то время как под административное выдворение подпадают и лица без гражданства.
Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания или проживания в РФ. Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в РФ устанавливает, что иностранный гражданин подлежит депортации в двух случаях: а) в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранному гражданину сокращен и он не выехал из РФ в течение 3 дней; б) если аннулировано разрешение на временное проживание и иностранный гражданин не выехал из РФ в течение 15 дней.
Порядок применения депортации строго регламентирован Законом. До исполнения решения о депортации по решению суда подлежащие депортации иностранные граждане содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта РФ. Закон предусматривает, что депортация осуществляется органами внутренних дел, как правило, за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а при отсутствии таковых - за счет средств пригласившего это лицо органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый гражданин, международной организации либо ее представительства, а также определенных законом физических или юридических лиц. Если приглашающую сторону невозможно установить, расходы на депортацию производятся за счет средств федерального бюджета.
Депортация может иметь и международно-правовое значение в том случае, когда она проводится по решению государств - победителей в войне для переселения определенных групп граждан и снятия таким способом напряженности в отдельных районах (к примеру, депортация немцев с территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии).
В истории нашей страны известны периоды, когда власти использовали депортацию как акт произвола и беззакония, когда целые народы - балкарцы, крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки - по несправедливому обвинению в пособничестве немецко-фашистским войскам были высланы с исторического местожительства.
Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом. В случаях, специально оговоренных законом, выдворение может заключаться в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. В соответствии со ст. 188 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию РФ наряду с применением административного штрафа - основного наказания, - влечет и дополнительное наказание - административное выдворение. Приведенная норма является бланкетной, т.е. она не применяется без положений иных законодательных актов, в том числе положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Порядок административного выдворения иностранного гражданина аналогичен депортации (ст. 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
В отличие от депортации административное выдворение применяется также в отношении лиц без гражданства. В соответствии с новой редакцией Закона «О беженцах» выдворению подлежит лицо, получившее уведомление: а) об отказе в рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в признании беженцем; б) об утрате статуса беженца или лишении статуса беженца. При этом закон предусматривает, что выдворение возможно, если такое лицо не использует право обжалования решения и отказывается от добровольного выезда. Кроме того, выдворению подлежат также лица, утратившие временное убежище или лишенные временного убежища, если они отказываются от выезда за пределы территории РФ. Указанное лицо подлежит выдворению совместно с членами семьи. Финансирование расходов, связанных с выдворением указанной категории лиц, осуществляется за счет средств выдворяемого лица, а при отсутствии таких средств за счет средств федерального бюджета, выделенных федеральной миграционной службе и министерству внутренних дел на эти цели
Раздел V. Федеративное устройство Российской Федерации
Глава 20 Общая характеристика федеративного устройства Российской Федерации
88. § 1. Принципы федеративного устройства Российской Федерации
89. § 2. Способы образования федеративного государства
90. § 3. Виды федерации. Модель федерации в России
91. § 4. Предметы ведения и конституционные способы их разграничения в Российской Федерации
92. § 5. Принципы и правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами