Налоги, уплачиваемые гражданами
Билет № 27
Налоги — обязательные платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов. Налоги следует отличать от пошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения определённых действий (например, выдачу водительского удостоверения).
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.
Налоги выполняют функции:
1. Фискальная — основная функция налогообложения. Проще говоря, это сбор денег в пользу государства.
2. Распределительная — передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
3. Регулирующая — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.
4. Стимулирующая — направлена на поддержку тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.
Граждане платят налоги — прямые (взимаются непосредственно с плательщика):
1. подоходный (13% от полученного дохода);
2. земельный;
3. на имущество физических лиц и другие;
и косвенные — заложены в стоимость товаров:
4. налог на добавленную стоимость;
5. акцизы на табачные изделия, алкоголь и др.
Подоходный, налог на добавленную стоимость, акцизы — относятся к федеральным налогам. Налог на имущество физических лиц, земельный — к местным (муниципальным).
Отношение к налогам в обществе неоднозначное: от утверждений, что это единственная возможность финансировать государство для выполнения его функций, до противоположных .
Проблема уклонения от налогов связана, кроме того, с эффективностью использования государством полученных средств. Если бюджетные деньги расходуются неэффективно и бесконтрольно, это не способствует лояльности налогоплательщиков.
2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по-разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабильности.
В данном высказывании проводится мысль, что хотя конституция в демократическом государстве регламентирует и статус граждан, и статус государственных органов, но для граждан она призвана закреплять права и свободы, а для властей преимущественно ограничивать свободу действий, в том числе по отношению к другим ветвям власти.
Поскольку конституция закрепляет основные принципы государственного строя, она не должна изменяться под влиянием текущей политической ситуации в стране. Если другие законы должны наилучшим образом соответствовать текущим задачам, стоящим перед обществом, то конституция должна обеспечивать основные права и свободы граждан независимо от конъюнктуры, взаимоотношения государственных структур, и поэтому не должна быть подвержена изменениям.
Конституция — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, в первую очередь, для выработки новых законов.
Стабильность, являясь одной из основных черт конституции, означает длительность ее действия без внесения существенных изменений. Стабильность конституции обеспечивается и усложненным порядком внесения изменений в Основной закон.
3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
Социальная роль личности — модель поведения в связи со своим статусом, позицией личности в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, продавец и покупатель) или же иметь неформальный характер (лидер группы).
Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ролями: ученик, сын, молодой человек, в автобусе — пассажир и т.д.
У выпускника девятого класса могут быть социальные роли:
1. в семье: сын или дочь, брат или сестра, возможно, кормилец или защитник;
2. в школе: ученик, член или активист школьного самоуправления, кружка, молодежной организации; спортсмен
3. в компании друзей: юноша или девушка, генератор идей, спорщик, миротворец, лидер и пр.
Противоречия между ролями вам нужно выявить самостоятельно. Разрешить противоречия помогает:
1. Правильная расстановка приоритетов. Например, если друзья смеются над своим товарищем, что он всегда слушается родителей, то он может исходить из того, что родители имеют больше опыта и желают ему только добра, а приятели меньше знают и притом пытаются использовать его в своих целях. Подобный выбор порой портит отношения с приятелями, но помогает молодому человеку стать более независимым.
2. Работа по выработке в себе нужных качеств. Если старшему брату не удается выполнять роль наставника для младшего из-за того что слишком много времени уходит на выполнение домашнего задания, нужно постараться освоить эффективные приемы работы, позволяющие быстрее справляться с заданиями.
3. Поиск новых подходов. Например, социальная роль школьного лидера требует от человека больше времени тратить на общественные дела, а роль выпускника требует больше времени отдавать учебе. Можно попробовать придать общественной работе образовательную направленность, чтобы подготовка мероприятий была связана с учебными предметами.
Билет№28