Уроки 6 (чтение) и 7 (письмо)

Темы уроков: Чтение: Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире (с.12-13).

Письмо: Письмо элементов букв.

Целевые установки уроков:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками в окружающем мире, научится моделировать предложения и тексты на заданную тему, воспроизводить элементы букв по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока и составления рассказов по сюжетным картинкам.

Метапредметные результаты:учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия о звуках в природе и речи; активно использует речевые средства при составлении рассказов по заданиям учебника, учиться слушать собеседника и вести диалог по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, взаимопомощь, умение договариваться.

Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из к/ф «По секрету всему свету» - муз.В.Шаинского, сл.М.Танича), текст «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина.

Ход урока

Целеполагание: дети рассматривают материалы «Азбуки» на с.12-13 и «Прописей» №1 на с.16 и формулируют вместе с учителем учебную задачу урока: «Обсудить тему «Согласие крепче каменных стен», узнать о звуках в природе, тренироваться в написании элементов букв».

Изучение материала уроков.

Чтение:Обсуждение темы «Согласие крепче каменных стен».

Актуализация имеющихся сведений:

Беседа: «Какую тему мы обсуждали вчера? Какой вывод сделали? Какими должны быть взаимоотношения в семье? Какая русская пословица отражает народную мудрость? (Если в классе есть дети другой национальности, то они приводят подобранные вместе с родителями свои национальные пословицы на родном и русском языках). Затем дети цитируют выученные со слов родителей отрывки из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина о появлении царевны в доме богатырей. Учитель зачитывает полностью отрывок со слов: «Дверь тихонько отворилась…» до «Так идут за днями дни…» и задает вопросы: «Кем стала царевна для богатырей? Можно ли сказать, что она вошла в семью? Какие слова характеризуют мир и лад в этой семье? («Им она не прекословит, не перечат ей они»). Первоклассникам самим трудно сделать этот вывод, поэтому учитель сам формулирует вывод о том, что семейная дружба может быть и в приемных семьях. Можно рассказать о том, что во время Великой Отечественной войны многие дети остались без родителей и их усыновили и воспитали, как своих детей, чужие люди.

Изучение новой темы лучше начать с проблемного вопроса. Звучит первый куплет и припев песни В.Шаинского о дружбе… (Если с другом вышел в путь), ученики могут хором подпевать. Затем учитель задает вопрос: «Пословица «Согласие крепче каменных стен» похожа на пословицу «Не нужен и клад, когда в семье лад», но почему же музыка и слова песни на этом уроке другие?» Дети высказывают свои предположения, затем с помощью учителя формулируют мысль, что согласие нужно не только в семье, но и среди сверстников.

Закрепляется мысль при анализе сюжетных рисунков на с.12 «Азбуки». Оба рисунка трудны для анализа их первоклассниками, поэтому детей к выводам нужно подводить системами наводящих вопросов. При анализе верхнего рисунка можно задать вопросы: «Чем занимались дети в песочнице?» Что хотел сделать мальчик, игравший в футбол?» Зачем встал один из мальчиков в песочнице? Хорошо ли поступил мальчик, игравший в футбол? Хорошо ли поступил мальчик, защитивший песочный замок? Подходит ли к этой ситуации пословица «Согласие крепче каменных стен?»? Как нужно поступать, когда друзья играют в другую игру?»

Нижний рисунок требует от детей внимательного отношения к самому заданию, так как на рисунке изображены не только девочки, но и мальчик. Кроме этого, требуется составить не рассказ, а только одно предложение всего лишь из трех слов. Это должно быть предложение: «Девочки играют в дом (семью)». И только потом следует оценить поведение мальчика, который в это время читает книгу (газету), что, к сожалению, часто бывает в семьях. В результате обсуждения дети должны сделать вывод, что если идет игра, то она должна вестись совместно и дружно. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка мелкой моторики руки и написание прямых с закруглением вверху на с.18на с. 18 «Прописей» №1. Перед и после работы нужно сделать пальчиковую гимнастику. Перед написанием прямых с закруглением следует в алфавите на с.3 «Прописей» найти этот элемент в букве т. Учитель показывает выполнение элемента.

Чтение: Изучение темы «Звуки в окружающем мире».

Актуализация имеющихся сведений проводится по вопросам: «Из чего состоят слова? Какую роль играет ударение в словах? Как определить место ударения?»

Изучение нового материаламожно начать с проблемного вопроса: «Мы говорим, то есть издаем определенные звуки. По этим звукам мы понимаем то, что хотим сказать друг другу, то есть наши звучащие слова имеют смысл. А есть ли смысл в звуках окружающего мира?» Дети высказывают свои предположения, зачастую неверные или сказочные. Разубеждать их пока рано. Нужно только подчеркнуть, что это они узнают позднее, а пока человек не знает точно, как разговаривают животные между собой, но очень хочет понимать их язык, потому что в сказках царевич разговаривает с волком, князь Гвидон – с лебедем.

Но даже люди понимают друг друга только тогда, когда говорят на одном и том же языке. И если они говорят на разных языках, то понимать друг друга не могут. Для этого нужен переводчик, то есть человек, который знает два языка. Ещё один язык, кроме родного, английский, будет изучаться, начиная со второго класса, потому что это язык межнационального общения, как и русский язык.

Затем дети рассматривают сюжетные рисунки на с.13 и составляют рассказы по рисунку 4. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка пишущей руки и письмо элементов букв ведется по «Прописям» №1 на с.18. Перед и после работы проводится пальчиковая гимнастика. На слого-звуковую схему пока не нужно обращать внимания: с этими схемами будем работать позднее. Перед написанием длинной косой линии с закруглением вправо нужно найти этот элемент в буквах И, Й, Л, М, П, Т, Ч, Ш, Я (учитель называет эти буквы, потому что, как правило, рукописный шрифт даже «читающим» детям незнаком).

Итоги урока.

Беседа:

1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали? Как нужно относиться к друзьям?

2. Какую тему по русскому языку изучили? Что узнали? Зачитайте правило (читает хорошо читающий ученик).

Этап рефлексии.

Рекомендации для занятий в семье.

Потренировать руку по с.20 «Прописей», обсудить тему дружбы, положить в ранец набор цветных ручек.

Наши рекомендации