Февраль 1878г.
1.Турция признала полную независимость Черногории, Румынии, Сербии
2.Болгария – самоуправляющееся княжество.
3.России возвращалась Южная Бессарабия, передавался Карс.
Лето 1878г. состоялся Берлинский конгресс.
Англия и Австро-Венгрия не признавали Сан-Стефанский договор.
1.Южная Болгария осталась под властью Турции, но получила автономию
2.Северная Болгария - вассал Турции.
3.Черногория, Сербия, Румыния – независимые, но их территории сильно урезаны.
4.Конгресс подтвердил право Австро-Венгрии оккупировать Боснию и Герцоговину.
5.Турция соглашалась на оккупацию Кипра Англией.
6.К Румынии отходила дельта Дуная и Добруджа
7.Россия возвращала Турции Баязет.
8.За Россией Карс, Ардаган, Батуми.
Культура России во второй половине XIX века.
Особенности:
- влияние на культуру общественного движения 60-90-х гг.;
- либеральные реформы 60-70-х гг.;
- сложность и противоречивость культуры (реформы – контрреформы);
- усилилась государственная регламентация всех областей культуры;
- широкое распространение меценатства (Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы, Третьяковы
(1892г. Пётр Мамонтов передал в дар Москве коллекцию картин С.М. Третьякова))
Образование и просвещение.
1864г. – «Положение о начальных народных училищах»
Открытие земских и церковно-приходских школ (изучали чтение, письмо, арифметику, Закон Божий, церковное пение)
1864-74гг. – 10 тысяч земских школ.
В государственных школах обучались 2-3 года.
1860-е гг. – 6% грамотных; начало ХХ века – до 30% грамотных.
Среднее образование.
1864г. – «Устав гимназий и прогимназий» 4 класса.
Обучение бессословное, но платное.
2 направления: классическое (гуманитарное образование, древние языки), далее ВУЗ.
Реальное (естественные науки), далее технические ВУЗы.
1887г. циркуляр министра Просвещения Делянова «о кухаркиных детях».
Высшее образование. Новые Университеты (Одесса, Варшава, Томск (1888г. начало высшего образования в Сибири)
1878г. в Петербурге открыты Высшие женские курсы (профессор русской истории К.Н. Бестужев-Рюмин; в Москве – В. Герье)
1862г. «женские училища» (женские гимназии)
1913г. – 120 ВУЗов; 130 тысяч студентов.
1860-е гг. – воскресные школы для взрослых (чтение, письмо, профессионально-технические знания)
конец 1890-х гг. – рабочие курсы.
Открывались Народные дома (книги, журналы, лекции, концерты)
Книгоиздательство.
Иван Дмитриевич Сытинс 1884г. печатал книги издательства «Просвещение»; серия «Библиотека для самообразования»
Основные достижения науки.
1. Пафнутий Львович Чебышев –математический анализ; теория чисел; теория вероятностей; основал Высшую математическую школу в Санкт-Петербурге.
- Александр Григорьевич Столетов – открылпервый закон фотоэффекта.
- Александр Николаевич Лодыгин –лампа накаливания (патент в 1874г)
- Павел Яблочков –дуговая электрическая лампа (патент в 1876г.)
- Александр Степанович Попов –1895г. радиоприёмник; 1897г. – беспроволочный телеграф, около 200 метров, слово «герц».
- Александр Фёдорович Можайский –первые летательные аппараты.
- Дмитрий Иванович Менделеев –1869г. Закон химических элементов. Новые методы переработки нефти и угля. Основал «Русское химическое общество»
- Иван Сеченов –1863г. труд «Рефлексы головного мозга». В основе всех психических явлений лежат физиологические процессы. Заложил основы отечественной физиологической школы.
- Иван Павлов – 1904г. Нобелевская премия за учение о высшей нервной деятельности.
- Илья Ильич Мечников – 1908г. Нобелевская премия за теорию иммунитета.
- Н.М. Карамзин – «История государства Российского»
- Сергей Михайлович Соловьёв –«История России с древнейших времён»
- Василий Осипович Ключевский –«Курс русской истории»
- Пётр Петрович Семенов Тян-Шанский –Средняя Азия; Тян-Шань
- Николай Михайлович Пржевалский –Уссурийский край, Центральная Азия, Монголия.
- Николай Николаевич Миклухо – Маклай –Юго-Восточная Азия, Австралия, Океания, остров Новая Гвинея (прожил 16 месяцев); выступал против расизма.
Архитектура.
- Особенность – не красота здания, а его назначение.
- Первые торговые пассажи при Николае I; место прогулок.
Здание могло занимать весь квартал, можно было пройти с одной улицы на другую.
1889-93гг. – Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А. Померанцев) - «Русский стиль»- резьба по дереву, башенки, наличники.
Скульптура.
- 8 сентября 1862г. открытие в Новгороде памятника «1000-летие России».Автор 25-летний выпускник АХМихаил Осипович Микешин.
В Киеве – памятник Б. Хмельницкому. Отлил 129 скульптур. - Александр Михайлович Опекушин – 1880г. памятник А.С. Пушкину в Москве; М.Ю. Лермонтову в Пятигорске.
Живопись.
- 1863г. группа выпускников АХ отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. Во главе бунтарей был Иван Николаевич Крамской. Создали артель, жили коммуной. Через 7 лет распалось. Создано Товарищество передвижных художественных выставок.Выступали против академизма, за правдивое отображение жизни, против крепостничества.
- И.Н. Крамской – «Христос в пустыни»; портреты.
- Алексей Кондратьевич Саврасов – 1871г. «Грачи прилетели»
- Иван Иванович Шишкин – певец русского леса.
- Исаак Ильич Левитан -
- Илья Ефимович Репин – «Бурлаки на Волге»; «Торжественное заседание Государственного Совета»
Исторические темы: «Иван Грозный и его сын Иван»; «Запорожцы»; портреты: Пирогов, Сеченов, Толстой, Тургенев, Мусоргский, Крамской, Суриков. - Василий Иванов Суриков – «Боярыня Морозова»; «Меншиков в Берёзове»; «Утро стрелецкой казни»; «Переход Суворова через Альпы»
- Валентин Александрович Серов, в 1887г. отдыхал у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Написал «Девочка с персиками» (12-летняя Веруша Мамонтова). Преподавал в Московском училище живописи; его ученик К. Петров-Водкин.
- Павел Михайлович Третьяков. В Москве открыта Третьяковская галерея.
- 1898г. в Михайловском дворце открыт Русский музей.
Музыка.
- в 1850- начале 1860-х гг. в Петербурге создана «Могучая кучка»; организатор Милий Алексеевич Балакирев. В 1866г. издал «Сборник русских народных песен».
- Николай Андреевич Римский-Корсаков – «Псковитянка», «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко».
- Модест Петрович Мусоргский – «Борис Годунов», «Хованщина» (1682г. восстание против царевны Софьи); «Сорочинская ярмарка»
- Михаил Иванович Глинка – «Иван Сусанин» ( «Жизнь за царя»); «Руслан и Людмила»
- Александр Порфирьевич Бородин – «Князь Игорь». Его цель – продолжить дело М.И. Глинки, развивать народность в музыке, создавать русскую национальную оперу.
- Пётр Ильич Чайковский – балет «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»; опера «Евгений Онегин»