Промышленный переворот в России: этапы, особенности
ПП– резкое изменение в развитии производительных сил, способствовавшее переходу от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Начало ПП – 30-40-е гг.; завершение 70-80-е гг. XIX века.
2 стороны ПП:
техническая– переход от ручного труда к машинному;
социальная– формирование новых классов – промышленная буржуазия (формировалась из дворянства, купечества, мелких товаропроизводителей, зажиточных крестьян) и пролетариат (формировался из помещичьих и государственных крестьян, городской бедноты).
ПП быстрее всего протекал в хлопчатобумажной, бумагоделательной, пищевой промышленности, базировавшиеся на вольнонаёмном труде.
В течение XIX века шёл процесс постепенного складывания династий российской буржуазии: Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрашовы, Рябушинские, Елисеевы, Демидовы, Мамонтовы, Прохоровы и др.
Особенность ПП в России – отставание от Европы примерно на 50 лет, т.к. крепостное право сдерживало развитие капитализма.
На основе применения вольнонаёмного труда в России начали формироваться основные промышленные районы: Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский); Центральный (Московский); Южный (Харьковский); Уральский.
Вдали от крупных городов и торговых центров процветало кустарное производство:
Палех(по росписи лаковых изделий из папье-маше в Ивановской области);
Хохлома(роспись на деревянных изделиях, в Нижегородской области);
Федоскино(миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше в Московской области);
Гжель(изделия из керамики с сочной синей росписью по белому фону в Московской области);
Касли (художественные изделия из чугуна в Челябинской области);
Гусь-Хрустальный (производство хрусталя во Владимирской области)
В первой половине XIX века сосуществовали кустарная промышленность, мелкотоварное производство, крепостная и вольнонаёмная мануфактура, фабрично производство.
Для экономики была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранного капитала.
Сельское хозяйство после отмены крепостного права.
- экстенсивный путь развития;
- сохранение помещичьего землевладения (крупнейшие латифундисты: Строгоновы, Шереметевы, Шуваловы и др.);
- возникла отработочная система хозяйства; виды отработок:
А) месячина– 6-тидневная барщина крестьян, лишённых наделов, за месячный продовольственный паёк;
Б)издольщина – вид аренды земли , при которой арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая (иногда до половины и более);
В) испольщина– разновидность издольщины, когда арендная плата составляет половину урожая. - 2 пути эволюции аграрного строя России:
А) прусский – медленный с сохранением крупного помещичьего хозяйства (Центральный район России);
Б) американский– быстрый, фермерский с применение наёмного труда (в Заволжье и на Северном Кавказе); - быстрыми темпами шёл процесс расслоения крестьян:
крестьяне – около 80% населения, из них 3% сельская буржуазия; 15% - зажиточные крестьяне; 25% - среднее крестьянство, остальные – бедняки; - сохранялась крестьянская община; признаки общины:
А) общепахатная земля, луга, пастбища;
Б) круговая порука (взаимопомощь);
В) периодическое перераспределение земли.
Промышленность.
- в первой половине XIX века преобладала мелкая промышленность (кустарное производство);
- начало ПП – 30-40-е гг.; завершение 70-80-е гг. XIX века;
- основные промышленные районы: Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский); Центральный (Московский); Южный (Харьковский); Уральский;
- многоукладность экономики – наличие в экономике нескольких экономических укладов.
Уклад – система хозяйства, отличающаяся от другой формы собственности производственными отношениями.
Уклады: натурально-патриархальный (изготовление товара на себя, т.к. низкий уровень техники); частновладельческий; мелкотоварный; ГМК; промысловый; кустарный.
В России в конце XIX векаработало 150 тыс. предприятий, на них трудилось 800 тыс. человек. Продукции изготавливали на 700 млн. рублей.
Зимой промыслом занимались ещё 3,5 – 4 млн. человек.
Транспорт и торговля.
- основной вид транспорта – водный и гужевой;
из России за границу вывозили: лес, хлеб, лён, щетину, пеньку, сало, железо, поташ;
пенька – волокно из конопли (делали канаты, верёвку, шпагат);
поташ (калий карбонат) – бесцветные кристаллики, хорошо растворимы в воде, применяются в производстве жидкого мыла и хрустального стекла;
в Россию из-за границы ввозили ткани, машины, предметы роскоши; - 1808-1811 гг. – создание Мариинской и Тихвинской систем каналов (связывали Балтику с Москвой и Волжским торговым путём);
1815 г. – первый пароход «Елизавета» (для рейсов между Петербургом и Кронштадтом) - в первой половине XIX века началось строительство шоссейных и ж/д:
шоссе– Москва, Петербург, Варшава, Прибалтика, Нижний Новгород;
1-ая ж/д 1837 г. – Петербург – Царское село (25 вёрст);
1843-1851 гг. – Москва – Петербург;
1859 г. – Петербург – Варшава; - 1833-1834 гг. – строительство первой в мире паровой железной дороги,была построена отцом и сыном (Ефимом и Мироном) Черепановыми, нижнетагильскими механиками; первый паровоз созданный ими, перевозил по рельсам на расстоянии 800 метров 3,5 тонны груза со скоростью 15 км в час.
- 1891- 1916 гг. – создание Транссибирской магистрали(Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток; протяжённость – около 7 тысячкм);
- 1814 г. – ввод в действие Военно-грузинской дороги.