Промышленный переворот в России: этапы, особенности

ПП– резкое изменение в развитии производительных сил, способствовавшее переходу от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Начало ПП – 30-40-е гг.; завершение 70-80-е гг. XIX века.

2 стороны ПП:
техническая– переход от ручного труда к машинному;
социальная– формирование новых классов – промышленная буржуазия (формировалась из дворянства, купечества, мелких товаропроизводителей, зажиточных крестьян) и пролетариат (формировался из помещичьих и государственных крестьян, городской бедноты).

ПП быстрее всего протекал в хлопчатобумажной, бумагоделательной, пищевой промышленности, базировавшиеся на вольнонаёмном труде.

В течение XIX века шёл процесс постепенного складывания династий российской буржуазии: Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрашовы, Рябушинские, Елисеевы, Демидовы, Мамонтовы, Прохоровы и др.

Особенность ПП в России – отставание от Европы примерно на 50 лет, т.к. крепостное право сдерживало развитие капитализма.

На основе применения вольнонаёмного труда в России начали формироваться основные промышленные районы: Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский); Центральный (Московский); Южный (Харьковский); Уральский.

Вдали от крупных городов и торговых центров процветало кустарное производство:
Палех(по росписи лаковых изделий из папье-маше в Ивановской области);

Хохлома(роспись на деревянных изделиях, в Нижегородской области);
Федоскино(миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше в Московской области);
Гжель(изделия из керамики с сочной синей росписью по белому фону в Московской области);

Касли (художественные изделия из чугуна в Челябинской области);
Гусь-Хрустальный (производство хрусталя во Владимирской области)

В первой половине XIX века сосуществовали кустарная промышленность, мелкотоварное производство, крепостная и вольнонаёмная мануфактура, фабрично производство.

Для экономики была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранного капитала.

Сельское хозяйство после отмены крепостного права.

  1. экстенсивный путь развития;
  2. сохранение помещичьего землевладения (крупнейшие латифундисты: Строгоновы, Шереметевы, Шуваловы и др.);
  3. возникла отработочная система хозяйства; виды отработок:
    А) месячина– 6-тидневная барщина крестьян, лишённых наделов, за месячный продовольственный паёк;
    Б)издольщина – вид аренды земли , при которой арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая (иногда до половины и более);
    В) испольщина– разновидность издольщины, когда арендная плата составляет половину урожая.
  4. 2 пути эволюции аграрного строя России:
    А) прусский – медленный с сохранением крупного помещичьего хозяйства (Центральный район России);
    Б) американский– быстрый, фермерский с применение наёмного труда (в Заволжье и на Северном Кавказе);
  5. быстрыми темпами шёл процесс расслоения крестьян:
    крестьяне – около 80% населения, из них 3% сельская буржуазия; 15% - зажиточные крестьяне; 25% - среднее крестьянство, остальные – бедняки;
  6. сохранялась крестьянская община; признаки общины:
    А) общепахатная земля, луга, пастбища;
    Б) круговая порука (взаимопомощь);
    В) периодическое перераспределение земли.

Промышленность.



  1. в первой половине XIX века преобладала мелкая промышленность (кустарное производство);
  2. начало ПП – 30-40-е гг.; завершение 70-80-е гг. XIX века;
  3. основные промышленные районы: Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский); Центральный (Московский); Южный (Харьковский); Уральский;
  4. многоукладность экономики – наличие в экономике нескольких экономических укладов.

Уклад – система хозяйства, отличающаяся от другой формы собственности производственными отношениями.

Уклады: натурально-патриархальный (изготовление товара на себя, т.к. низкий уровень техники); частновладельческий; мелкотоварный; ГМК; промысловый; кустарный.

В России в конце XIX векаработало 150 тыс. предприятий, на них трудилось 800 тыс. человек. Продукции изготавливали на 700 млн. рублей.

Зимой промыслом занимались ещё 3,5 – 4 млн. человек.

Транспорт и торговля.

  1. основной вид транспорта – водный и гужевой;
    из России за границу вывозили: лес, хлеб, лён, щетину, пеньку, сало, железо, поташ;
    пенька – волокно из конопли (делали канаты, верёвку, шпагат);
    поташ (калий карбонат) – бесцветные кристаллики, хорошо растворимы в воде, применяются в производстве жидкого мыла и хрустального стекла;
    в Россию из-за границы ввозили ткани, машины, предметы роскоши;
  2. 1808-1811 гг. – создание Мариинской и Тихвинской систем каналов (связывали Балтику с Москвой и Волжским торговым путём);
    1815 г. – первый пароход «Елизавета» (для рейсов между Петербургом и Кронштадтом)
  3. в первой половине XIX века началось строительство шоссейных и ж/д:
    шоссе– Москва, Петербург, Варшава, Прибалтика, Нижний Новгород;
    1-ая ж/д 1837 г. – Петербург – Царское село (25 вёрст);
    1843-1851 гг. – Москва – Петербург;
    1859 г. – Петербург – Варшава;
  4. 1833-1834 гг. – строительство первой в мире паровой железной дороги,была построена отцом и сыном (Ефимом и Мироном) Черепановыми, нижнетагильскими механиками; первый паровоз созданный ими, перевозил по рельсам на расстоянии 800 метров 3,5 тонны груза со скоростью 15 км в час.
  5. 1891- 1916 гг. – создание Транссибирской магистрали(Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток; протяжённость – около 7 тысячкм);
  6. 1814 г. – ввод в действие Военно-грузинской дороги.


Наши рекомендации