Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в России.
Причины и подготовка и этапы разработки крестьянской реформы. Деятели реформы 1861 года: Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин. Манифест и «Положение» 19 февраля 1861 года. Уставные грамоты. Наделение крестьян землёй. Временнообязанное положение крестьян. Выкупная операция. Крестьяне как новые граждане России: права, обязанности, имущественное положение. Значение реформы. Реформы в области местного самоуправления. Судебная и военная реформы.
Лекции Репенецкого+ учебник Милова
Причины и подготовка и этапы разработки крестьянской реформы
Причины:
1) социально-экономические процессы разложения крепостничества. Как убедительно доказано многочисленными исследованиями российских историков и экономистов, возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства
2) был социальный фактор - нарастание из десятилетие в десятилетие крестьянских бунтов. Зарегистрировано 852 волнения за 1856-1860 гг. Но помимо волнений протест крестьянства против крепостной неволи проявлялся и в других формах: убийствах помещиков и управляющих имениями, распространении слухов о воле, будораживших умы крестьян. Существенный ущерб помещичьему хозяйству наносили заведомо плохое выполнение барщины, задержки в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.
3) Поражение в Крымской войне открыло глаза царизму на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны - крепостное право - и на социальную опасность его дальнейшего сохранения. Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства; частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота и фуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население, наносили серьезный ущерб и помещичьему хозяйству.
4) сокращение производства с\х продукции
5) кризис дворянства как сословия
Подготовка реформы
Александр II впервые заговорил об отмене крепостного права после коронации в 1856г. перед представителями московских дворян, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать пока его отменят снизу. Слухи об изменении шли среди крестьян и помещиков.
1857г. - Александр II создаёт Секретный Комитет по подготовке и проведению реформы во главе граф Орлов.
В марте 1857 года создается Приуготовительная комиссия для разработки проекта реформы: 3 члена – Гагарин, генерал Ростовцев, он не имел крепостных, барон Корф, он имел крепостных, поэтому они никак не могли договориться.
Осенью 1857г. Александр II получает три проекта по отмене крепостного права: 1). Гагарин – рухнет экономика, крестьян освободить, взять деньги за волю, а деньги за выкуп помещику. 2). Ростовцев – народ не готов к свободе, реформу проводить постепенно в течение 30 лет.
3). Корф – привлечь как можно больше дворян к проведению реформы.
Быстро проведённая реформа приведёт к кровопролитию, поэтому Александр II решает провести её постепенно, предоставив реформу как просьбу дворян. Виленский генерал-гебернатор Назимов, обсуждая реформу, смог склонить местных дворян выступить с предложением об отмене крепостного права. Александр II разрешает создать Губернский дворянский комитет по улучшению быта помещичьих крестьян, и к весне 1858г. они образуются во всех губерниях, где были крепостные крестьяне.
8 января 1858 Секретный Комитет стал Главным Комитетом во главе Константин Николаевич – брат Александра II, руководит подготовкой реформы.
При Главном комитете в марте 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии. Они должны были рассматривать материалы, присланные из губернских комитетов и составлять проекты общих законов об освобождении крестьян. В сущности, это была одна комиссия, которую возглавил генерал Я. И. Ростовцев; твердо проводивший волю императора, разрабатывает общероссийский проект реформы и проект для отдельных местностей. В октябре 1860 роспуск Редакционных комиссий и передача документов в Главный комитет а затем в Гос Совет.
В работе губернских и дворянских комитетов появились резкие противоречия. В черноземных губерниях – по проекту Гагарина т.е отпустить без земли. В нечерноземных – дать как можно больше земли и взять как можно больше денег. В степных – дать крестьянам землю, но заставить отрабатывать её на земле помещика. Появились проекты реформы: Милютина, Самарина, Черкасского.
К концу 1859 – началу 1860 гг. проекты реформы поступили в Главный Комитет, где были отработаны, а затем их одобрил Гос. Совет. В Государственном совете было принято предложение П. П. Гагарина о «дарственном наделе», которое предусматривало передачу помещиком по взаимному соглашению крестьянам даром четверти душевого надела, что вело к сохранению земельного фонда за дворянством.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал 43 документа главный из них Высочайший Манифест, где возвестил, что «крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей». Автором первого варианта Манифеста был Ю. Ф. Самарин, затем он был отредактирован московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Наряду с Манифестом было подписано «Положение 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое включало в себя 17 законодательных актов. Манифест был прочитан в церквах Российской империи 5 марта 1861 г.
На началах «Положения 19 февраля» в 1863–1866 гг. были проведены крестьянские реформы в Закавказье, Царстве Польском и в Бесарабии, осуществлено поземельное устройство государственных и удельных крестьян.
По «Положению 19 февраля» крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. В течение двух лет они обязаны были отбывать практически те же повинности, что и прежде. Они оставались на положении временнообязанных до тех пор, пока не переходили на выкуп. Помещики сохраняли право собственности на всю принадлежавшую им землю, однако были обязаны предоставить крестьянам «усадебную оседлость» за выкуп, а также полевой надел в постоянное пользование. С точки зрения поместного дворянства, фактически речь шла о насильственном отчуждении части принадлежавшей ему земельной собственности. Дворянство не простило этого либеральной бюрократии.
Поземельные отношения крестьян и помещиков фиксировались уставными грамотами, добровольное подписание которых с обеих сторон было непременным условием перехода на выкуп. Для разбора споров между крестьянами и помещиками и надзора за возникавшими органами крестьянского самоуправления назначались мировые посредники из числа дворян данной губернии. Мировые посредники по-разному понимали свои задачи, среди них было немало либерально настроенных людей, но в целом они отстаивали дворянские интересы.
Основные положения реформы вводились в жизнь с 1863г. , два года ушло на подготовку реализации реформы. Крестьяне получили личную свободу и гражданские права. Право переходить в другое сословие, право заниматься торговлей, право промышленной и предпринимательской деятельностью, право быть свидетелем в суде. В деревне начинается формироваться крестьянское самоуправление. Создаётся новая административная единица – волость, входили крестьянские земли с населением в 3,5 тыс. душ мужского пола. Крестьянин должен в течение светового дня доехать до волостного центра, решить там свои дела и вернуться обратно. В основе система российского управления гос. деревней. Нижняя единица управления – сельский сход, входили все мужчины домохозяева, жившие на землях одного помещика. Женщины могли быть членами схода – только обсуждать, но голосовать не имели права. Волостной сход состоял из членов сельских сходов – 1 от 10. Волостное управление во главе с волостным старшиной (выбирал волостной сход), сборщики налогов и писарь. Волостной сход избирал волостной суд (7-11 чел.) из наиболее уважаемых членов общества, судил не по законам российской империи, а по нормам Обычного права – мелкие гражданские дела, административные нарушения. Приговаривали: к порке, штрафу в 30 руб., общественным работам, к холодной до 3-х суток (сидение в яме). Крестьянское самоуправление играло очень большую роль в жизни крестьян: 1). Сельский сход делил землю. 2). Сбор налогов: волостной сход получал сумму налогов, которую волость должна уплатить за год. Волостной суд делил эту сумму по сёлам, а сельский сход, получая её, определял сколько и какие налоги платит каждый двор. 3). Осуществление рекрутской повинности. Полученное число рекрутов волостной сход делил на сёла = число рекрутов от каждого села. Служили 25 лет. 4). Отпуск крестьянина из общины. Должен получить разрешение сельского схода и получить паспорт, с разрешения общины писарь выписывал паспорт. 5). Охрана общественного порядка. Полиции не было. Общественный порядок охраняли стражники, их назначал сельский сход.
1861-633 гг. давались на составление и принятия Уставной грамоты – определяла условия освобождения крестьян. Для помощи в её составлении в уездах вводилась должность мирового посредника – дворянин помещик данного уезда, должен иметь не менее 120 десятин земли, образование: высшее или гимназия, должен прослужить не менее трёх лет на гражданской или военной службе. Уставную грамоту должны подписать трое: помещик, крестьянин и от лица государства мировой посредник. Грамота, утвержденная на уездном съезде с мировым посредником, считалась действительной. В тоже время допускалось, что одна из сторон могла не подписывать грамоту, главное чтобы была подписана мировым посредником. По России уставных грамот примерно не подписали крестьяне 50%, помещики – 20%.
Разрабатывая систему наделения крестьян землёй, государство пыталось учесть интересы помещиков. Территория России делилась на три полосы: черноземье, нечерноземье, степная. Каждая полоса делилась на местности, для каждой местности разрабатывались собственные условия освобождения.
Землю по положению получали только души мужского пола не зависимо от возраста. Среди мужчин землю не получали дворовые крестьяне и крестьяне мелкопоместных помещиков – это помещики у которых было менее 21 души мужского пола. Землю получили 10,5 млн. душ мужского пола, а не получили примерно 870 тыс.
Наделение крестьян землёй. Программа минимум – крестьянам перейдёт земля, которую они обрабатывают, программа максимум – царь объявит всю землю божьей и отдаст земли столько, сколько крестьянин может обработать.
Правительство объявило крестьян держателями земель, а помещиков – собственниками. Чтобы стать собственником земли, крестьяне должны её выкупить.
Процедура получения земли. Землю получали души мужского пола независимо от возраста. Исключались дворовые (лакеи, кучера, садовники) и крестьяне мелкопоместных помещиков.
Душевой надел состоял из полевого надела + приусадебная осёдлость (дом, огород). Размер душевого надела: страна делилась на полосы, а полосы на местности, для каждой местности определялся размер высшего надела. 1/3 высшего надела составляла низший душевный надел, меньше его нельзя давать. Если земли больше, чем высший душевный надел, то лишняя земля отбиралась и отдавалась помещику – назывались отрезки, а если земли меньше, чем высший душевный надел, то прибавлялась – назывались прирезки. Черноземье: 18% земли сохранили, 3% прибавили, 79% потеряли.
Дарственный надел составлял ¼ душевого надела, даром давался. Его стремились получить наиболее богатые крестьяне и наиболее бедные. Дарственный надел давали в черноземных губерниях. Крестьяне - дарственники потеряли 40% земли, которыми владели до реформы.
Помещики определяли, где выделять земли, в течение 9 лет могли заменить землю крестьянам. В течение первых 9 лет после наделения землёй, крестьяне не имели право отказаться от душевого надела.
Временнообязанное состояние крестьян.Вся земля признавалась собственностью помещика. Пока крестьяне не выкупили землю, они считались временнобязанными по отношению к помещику, несли повинности в пользу помещика – отбывали барщину или платили оброк, чётко установленные положением. Отменено лишь в 1881г. Постепенно все крестьяне с барщины должны перейти на оброк, в течение 9 лет, его размер регламентировался положением: для каждой местности определялся высший размер душевого оброка. Чтобы рассчитать размер оброка с душевого надела применялась система градации.
Высший душевой надел равнялся 6 десятин, оброк стоил 10 руб. Душевой надел равнялся 4 десятины, оброк стоил: за 1-ую десятину душевого надела оброк брался в размере 50% оброка с высшего душевого надела, стоил 5 руб.; 2-я десятина душевого надела составляла 25% оброка высшего душевого надела, стоил 2 руб. 50 коп.А каждая последующая десятина душевого надела по стоимости оброка высшего душевого надела, начиная с 3-ей. 3-я десятина (10руб. – (5руб.+ 2руб.50коп) = 2руб.50коп., (4-е десятины высшего душевого надела), 3,4,5,6,-я десятины по 62 коп. Чем меньше земли получал крестьянин, тем больше платил оброк, 75% оброка на первые две десятины. Размер оброка зависел не от стоимости земли, а от доходности крестьянского хозяйства. Размер оброка выше, чем ближе к городской местности, были ли какие-то промыслы.
Выкупнаяоперация.Помещики требовали выкуп за землю, настаивали на то, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.
На оброк должны перейти для расчёта выкупа. Реальная стоимость земли влияния на выкуп не оказывала. В основе выкупа лежал оброк. Выкуп зависел от капитализированного оброка.
Смысл выкупной операции: размер выкупа, который положен в банк на имя помещика, ежегодно должен приносить ему прибыль в размере оброка. Оброк стоил 10 руб.
Российский государственный банк с 1869 по 1917 гг. начислял прибыль = 6%.
Х – 100%
10руб. – 6% Х = 166руб. ежегодная прибыль равнялась 33руб. 20коп.
Государство берёт проведение выкупной операции в свои руки. По положению – чтобы перейти из временнообязанных в собственники, крестьянин должен заплатить 20% выкупа (дополнительный платёж).
Крестьянин должен был государству, и должен расплачиваться с государством за 80% выкупа. Ежегодно крестьяне платили 6% от этой суммы. Расплачиваться с государством должны были в течение 49 лет. Эта сумма превосходила сумму, которую платило государство. Крестьяне выкупные платежи плати до 1906г., с 1 января 1906 г. были снижены на 50%, а с 1января 1907г. выкупные платежи были отменены.
Выкупные платежи забирали всё накопленное у крестьянина, мешали перестроиться.
Стоимость земли 670руб. Выкупная сумма была начислена 880 тыс. руб. К 1 январю 1907г. крестьяне выплатили около 1,5 млн. руб.
Государство 80% выкупа давало помещикам не живыми деньгами, а ценными бумагами с обещанием поздней обменной их на деньги. Создался чёрный рынок ценных бумаг, где у помещиков бумаги скупали и давали им живые деньги: 1 руб. ценных бумаг = 80 коп.
Государство решило взыскать все долги помещиков казне из выкупной суммы. Если долги помещиков государству не превышали половины выкупной суммы, то эти долги перекладывались на крестьян.