Уголовное право и судебный процесс по Судебнику 1497 г.
Уголовное право
Под преступлением понималась уже не «обида», а деяние направленное против интересов государя и класса феодалов. Чёткого определения этих интересов не было. «Лихое дело – преступление».
Виды преступлений: основное деление на виды происходит по наличию специальных субъектов – «лихих людей». Все тяжкие преступления: разбой, душегубство, татьба были выделены в особую группу, связанную с лихим делом. В судебнике 1497 года неравенство свободных сословий в имущественных отношениях сопровождалось равенством в вопросе привлечения к уголовной ответственности.
1) В русском обществе действовал принцип применения всех уголовных наказаний ко всем сословиям. 2) Действовал принцип обязательного привлечения к уголовной ответственности представителя любого сословия в случае совершения преступления. Иным словами, государственная власть не собиралась попустительствовать феодалу только потому, что он феодал. Но реальное судопроизводство многое делало фиктивным.
Неравенство обеспечивалось системой сословных судов, наделение одних сословий (дворяне, бояре) правом судить другие сословия (крестьян, горожан). 1) Государственное преступление: крамола и подым. Крамола – деяние, совершённое преимущественно представителем господствующего класса. Понятие «подым» является спорным [3, с. 114]. Можно предполагать, что подымщиками называли людей, подымающих народ на восстание. Мерой наказания за государственные преступления устанавливалась смертная казнь.
2) Имущественные преступления. К ним относились разбой, татьба, истребление и похищение чужого имущества. Жестоко наказывались.
3) Преступления против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.
Система наказаний.
Новые наказания – смертная и торговая казнь, причём эти меры применялись за большинство преступлений. Более половины века Судебник определял уголовную политику Руси и правовые возможности государственных репрессий. Юридически смертная казнь была закреплена в Двинской Уставной Грамоте 1397 – 1398 годов. Разбой, душегубство, ябедничество или какое лихое дело; за которое ведомый лихим наказывался смертью.
Для профессионального преступника любое серьёзное преступление влечёт возможность казни. В Судебнике 1497 года устанавливается смертная казнь за душегубство со стороны разбойников, «государственному убийце» (ст. 8, 9). Наличие денежных штрафов за убийство в бытовых ситуациях. Штрафы были живучими. Закон не предусматривал виды смертной казни. На практике они были весьма разнообразны: повешение, отсечение головы, утопление и другие. Торговая казнь состояла в битье кнутами на торговой площади и часто влекла за собой смерть наказуемого. Судебник как и Русская правда, знает продажу (штраф), но она теперь применяется редко и обычно в сочетании со смертной или торговой казнью. Помимо указанных в судебнике практика знала и такие меры наказания, как лишение свободы или членовредительство (ослепление, отрезание языка).
Судебный процесс
Процесс характеризовался развитием старой формы, так называемого “суда”, т. е. состязательного процесса, и появлением новой формы судопроизводства – розыска. При состязательном процессе дело начиналось по жалобе истца, именовавшейся челобитной. Она обычно подавалась в устной форме. По получению челобитной суд принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика в суд обеспечивалась поручителями. Если ответчик каким-либо образом уклонялся от суда, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Истцу в таком случае выдавалась так называемая «бессудная грамота». Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела.
Несколько изменилась система доказательств.
Судебник признавал доказательством, притом бесспорным:
1) Собственное признание стороны.
2) Свидетельские показания.
3) «Поле» - судебный поединок.
4) Договорные акты, официальные грамоты.
5) Присяга.
Розыск отличался от состязательного процесса тем, что суд сам возбуждал, вёл и завершал дело по собственной инициативе и исключительно
по своему усмотрению. Главный способ поиска доказательств при розыске – пытка.
Ст 67 Судебника 1497 г. «О ПОСУЛЕХ И О ПОСЛУШЕСТВЕ. Да велети прокликать по торгом на Москве и во всех городех Московские земли и Новогородцкие земли и по всем волостем заповедати, чтобы ищея и ответчик судиам и приставом посулу не сулили в суду, а послухом не видев не послушествовати, а видевши сказати правду. А послушествует послух лживо не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыткы» [11].