Государственный строй единого Русского государства XIV- XVI вв.
Высшие органы власти
В Москве правил великий князь вместе с Боярской думой, при которой к концу XV в. действовал Совет – Ближняя дума. На места посылали «кормиться» волостелей и наместников с кормленной грамотой: «И вы, все люди тое волости чтите его и слушайте, а он вас ведает и судит, и ходит у вас по всему потому, как было преж сего». Некоторым князьям давали на управление их прежними владениями жалованные грамоты. Поднималось и новое сословие – дворовые служилые люди, часть которых находилась в войске, а часть имела поручение князя – приказы. В целом эту систему закрепил судебник Ивана III 1497 г. – первый правовой документ периода становления Русского централизованного государства. В 1547 г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу Иван IV впервые был венчан на царство, а в жизнь Российского государства вошло слово «царь».
Исследования историков и наследие самого Ивана Грозного подтверждают, что первые годы правления он находился под опекой “избранной рады” (по выражению А. Курбского), которая действовала при Боярской думе. Влияние было противно его натуре («аще и благо советующе, сия непотребно им учиникомся»), сковывала деспотические наклонности царя. Позднее, сбросив с себя иго ненавистной ему рады, Иван IV расправился со своими наставниками.
Но в начальный период правления царская власть скорее по своей слабости «допустила» ряд важных преобразований. Первое из них – решение о созыве с 1549 г. Земских соборов, куда входили члены Боярской думы, представители духовенства («Освященный собор»), «государева двора», посадских. Это означало появление в монархическом государстве представительного органа.
Важным органом управления государства являлась Боярская Дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Оформление Думы следует отнести к XV в. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» – введенные бояре и окольничие. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую Думу, что связано с общим процессом централизации власти [3, с. 107].
Приказы. В течение долгого времени – до середины XVI в. – двор московского князя выполнял двойную функцию: заведования княжеским поместьем и управление остальной частью княжества. Вплоть до реформ 50-х и 60-х годов XVI в. общий контроль над всей системой местного управления осуществлялся не кем иным, как дворцовыми ведомствами « … которые сосредотачивали в своих руках почти все основные отрасли государственного управления того времени …».
Особенно замечательную эволюцию претерпели исполнительные органы московского управления – приказы. Этимологию термина «приказ» следует искать в языке удельного княжества, «приказные люди» были домашними рабами и княжескими служащими, выполнявшие функции управления в больших поместьях, княжеских и частных. Приказ – название учреждения, возглавлявшегося такими управителями.
Все имеющиеся в источниках сведения о конкретных приказах восходят ко времени не старше 1549 г. к этому году восходят первые сведения о посольском приказе и о челобитенном приказе. Дальше этого времени сведений о приказах нет.
Существовало два весьма архаичных и нерасчлененных государственных ведомства, не являющихся ведомствами функциональными - государева казна и государев дворец. Казна включала в себя не только хранение государственных ценностей материальных, ведение финансов, но и государева архива. Казна была и государевой канцелярией. В казне хранилась государева печать, и один из казначеев был одновременно печатником, что аналогично лорду – хранителю печати.
Именно из казны впоследствии выделилась основная масса приказов.
Второе ведомство – государев дворец, который ведал первоначально личными землями государя, дворцовыми землями, причем дворец был построен по территориальному принципу: присоединили, например, Тверское великое княжество в 1485 г. – был создан Тверской дворец для управления дворцовыми землями Твери. Этот Тверской дворец находился в Москве, оттуда и управлял. И таких территориальных дворцов, не подчинявшихся друг другу, а самостоятельных, было несколько, что и отражало некоторые пережитки удельного времени, когда управление страной шло по строгим удельным землям.
Местное управление
Административное деление Руси долгое время сохраняло следы феодальной раздробленности. Наряду с уездами и волостями существовали и другие территориальные единицы – станы, четверти.
С ликвидацией независимости отдельных княжений в ведении государства переходили функции, связанные с военной службой, сбором повинностей. Судебные функции по наиболее тяжким преступлениям переходили к судебным органам. В XIV-XV вв. действовала система «кормлений». Кормленщики (наместники и волостели) назначались великим князем из числа крупных феодалов. В их распоряжений был штат праведчиков, доводчиков. Наместники и волостели ведали финансовыми органами, судами, причем часть средств и натуральных сборов шла в их пользу (отсюда и термин «кормление»). С годами срок кормлений государство стало ограничивать – год.