Общественный строй единого Русского государства XIV- XVI вв.
Бояре и княжата составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов. Средними и мелкими феодами были слуги вольные и дети боярские. Последние несли службу великому князю (не были детьми бояр буквально).
Феодалы обладали правом отъезда, то есть они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV-XV вв. различных княжеств у феодалов были широкие возможности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.
Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским». «Слуги под дворским» существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.
В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги [3, с. 101]. Прежде всего, число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий княжат. В связи с этим меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе – крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям.
Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов – дворянстве. Дворяне формировались, прежде всего, из «слуг под дворским» при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлась его верной социальной опорой. Дворянство служило в государственном аппарате, надеясь за свою службу получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства.
Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь, экономическая мощь которой растет. Источником ее богатства была собственность на землю. Памятник церковного права «Стоглав» (1551 г.) запретил всем категориям служителей церкви заниматься лихоимством и ростовщичеством, брать проценты под хлеб и деньги «чтобы села не пустели».
Церковные земли освободились от некоторых видов государственного тягла и повинностей. Населявшие их крестьяне были подсудны, а духовенство – нет по всем категориям дел, кроме убийств и разбоев. Духовенство подлежало юрисдикции церковного суда. Исключения составляли лишь дела о государственной измене и та категория дел, которую государь по собственному усмотрению считал наиболее опасной.
Крестьяне - сельское феодально-зависимое население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым – крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. употребляется и древний – смерды. Крестьяне делились на две категории: чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые – на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. XV век знаменуется прикреплением чернотяглых (или черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих крестьян.
Прикрепление черносошных крестьян к земле происходило в форме закрепления за определенным княжеством. Осуществлялось это путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением являлось прикрепление к определенной вотчине или поместью, то есть к земле и владельцу, лишение крестьянина возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.
Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одним из первых были прикреплены старожильцы – это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все больше ограничивавшимся в XV в.
Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы), которые бежали от одних феодалов и приходили в другие вотчины и поместья, феодалы их охотно принимали, заинтересованные в притоке рабочей силы. Следующую группу зависимых людей составляли серебренники – люди, взявшие у феодала «серебро», то есть деньги в долг, и обязанные обрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебренник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.
Одной из групп зависимых людей было половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедные, не имевшие земли.
В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей – бобыли. Они получали у феодалов жилище, иногда и землю (не тяглую, то есть необлагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях.
В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могли уходить от своих господ в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.
Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы – это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получали за свою службу князю землю.
Большие и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом.
Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по своему положению с холопами – кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости и была чаще всего пожизненная из-за процентов.
Городское население. Города делились на две части: собственно город и посад. В крепости жили представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. В посаде – ремесленники и торговцы, население слободок и дворов. Гости – это состоятельные круги купечества, которые объединялись в корпорации («сурожане» (торговцы с Крымом), «суконники»).