Общественный строй Древней Руси.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения была соседская община – вервь.

Основным делением общества в первые столетия Киевской Руси было деление на свободных и зависимых.

Постепенно оформляется класс феодалов в правовом отношении путем закрепления за ним особых привилегий. По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается особое название – бояре.

В класс феодалов входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и др. Феодалы осуществляли гражданское управление, участвовали в княжеском совете и отвечали за профессиональную военную организацию, т.е. они несли военную службу.

Дворцовые слуги. Дворцовую службу несли княжеские холопы, тиуны. Все эти дворцовые слуги получали наименование огнищане.

Постепенно дворцовые должности превращались в дворцовые чины, а слуги, занимавшие эти должности, возвышались до степени сановитых бояр. Должности воеводы, дворецкого, стольника, чашника и т.д. Постепенно верхушка дворцовых слуг срасталась с верхушкой боярства. Остальной контингент получил позднее название дворян. Вообще личные качества при возвышении в обществе преобладали в древних славянских обществах над рождением и наследственностью.

Правовое положение бояр. За феодалами закреплялись особые привилегии, зафиксированные в правовых памятниках, прежде всего, в Русской Правде. За убийство огнищан или княжих мужей взыскивался штраф в размере 80 гривен (двойная вира), что в два раза превышало штраф за убийство простого свободного человека (ст.ст.19, 22 КП; ст.ст.1,3 ПП). Усиленно защищались честь и достоинство членов семей феодалов церковным уставом великого князя Ярослава. За принуждение огнищанина без санкции князя к испытанию железом (за «муку») уголовный штраф был в четыре раза больше, чем за «муку» смерда (ст. 32 КП; ст. 78 ПП). Бояре и дружинники пользовались привилегиями при передаче имущества по наследству (ст.ст. 90, 91 ПП). Они могли передавать наследство своим дочерям при отсутствии сыновей.

Свободные общинники. Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли «люди». В Краткой редакции Русской Правды под этим термином выступают все свободные, преимущественно крестьяне-общинники. В таком же смысле употребляется термин «люди» и в Пространной Правде. В начальной летописи термин «люди» также употребляется для наименования широких слоев сельского и городского населения.

К зависимым крестьянам относились: закупы, рядовичи, изгои, прощенники, пущенники, смерды и др.

Класс феодально-зависимого сельского населения формировался из:

· холопов, посаженных на землю;

· из закабаленных людей – закупов и вдачей;

· из «наймитов»;

· из людей, находившихся под патронатом – закладников, прикладников, изгоев, задушных людей, прощенников и т.д.;

· из общинников, сидевших вначале на княжеской земле, а затем на церковных землях или на боярских в результате превращения дани в ренту.

Смерд – подавляющая часть сельского населения. Смерд был лично свободен, имел право переходить к сильному патрону. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю («село») при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имевшего сыновей, земля возвращалась князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань.

Смерд, завоевавший доверие князя, мог стать емцом, отроком, детским, старостой. За долги смерду грозило превращение в феодально зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась.

Закупы – это общинники, взявшие ссуду в зерне, скоте и т.д. и не сумевшие вернуть долг в срок. Основным источником для изучения закупничества является компактная группа статей Русской Правды в Пространной редакции (ст. 56-64, 66), справедливо названная «Уставом о закупах». Этот «Устав» появился в начале XII в. В результате борьбы народных масс против произвола господ и требования более четкого определения правового положения закупов. Закуп – это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца («господина») вернуть полученную у него «купу».

Прощенник – в Древней и средневековой Руси отпущенный на волю холоп, живший на церковной земле и несший за это определенные повинности.

Задушные люди – это холопы, которых хозяева, господа передали церкви (за молитву за упокой души).

Изгой – это человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния в результате экономического закабаления, т.е. неурожай, голод, пожар, природные катаклизмы, войны разоряли общинное хозяйство, и в силу этого общинник вынужден был ставить себя в зависимость от феодала, подлежали суду своего господина, их имущество принадлежало феодалу.

Известны изгои свободные и зависимые. Их положение зависело от того, каким образом они попали в изгойство. Значительный контингент феодально зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов.

Холопы (рабы). Рабы в Киевском государстве назывались холопами, челядинами, иногда рабов называли “обель”, т.е. полный (холоп).

Способы установления холопства:

продажа себя в рабство; женитьба на рабе без заключения договора с ее господином; поступление в ключники-тиуны без договора; бегство закупа от господина или уличение его в краже; несостоятельность; рождение от рабыни; высшая мера наказания «поток и разграбление» вела к превращению виновного и его семейства в рабов; основной источник холопства – плен.

Холопы считались вещью своих господ, которые могли безнаказанно их убивать, продавать, распоряжаться их брачной судьбой.

Появилось неполное («не обельное») холопство. Это были холопы, имеющие имущество.


Наши рекомендации