Проблема общественного строя Древней Руси в историографии.
.Проблема общественного строя Древней Руси в историографии.
Л.В.Черепниным выдвинул концепция «государственного феодализма», согласно которой крестьянство Киевской Руси подвергалось эксплуатации феодальным государством, т.е. признание государства в лице князя верховным собственником всей земли в стране. И.Ф.Фроянов защищает другую гипотезу о том, что Древнерусское государство ещё не было феодальным. Сторонники этой концепции считали, что преобладало среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, значительная роль рабского труда и отсутствовало феодальное землевладение. Сам Фроянов полагает, что в Древнерусском обществе IX-XI вв. существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим. Дань, собираемую с местного населения, он рассматривает не как особый вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покорённые киевским князьями племена. Безусловно, в дани были элементы военной контрибуции и общегосударственного налога. Но вместе с тем дань собиралась с крестьянского населения, отдавшего князю и его дружинникам часть своего продукта. Это сближает дань с феодальной рентой. Итак, в ходе проделанной работы были рассмотрены особенности социального строя Древней Руси. Изучение проблемы общественного строя Древней Руси продолжает развиваться в дискуссиях. Можно полагать, что наибольшие научные возможности содержаться в том научном направлении, которое наиболее полно разовьёт данные принципы, приближаясь к познанию сущности этого строя как целостной системы в единстве и взаимодействии всех её элементов, с учётом конструктивных начал во всех теориях, анализировавших эту систему в разных её элементах, с разных концепционных позиций, не останавливаясь на поверхности явлений.
Архитектура Древней Руси
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В конце 1-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена. Древнерусское государство было раннефеодальным. На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв. возникли многочисленные древнерусские города. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево.
В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер, а византийская цивилизация в свою очередь унаследовала античные традиции..
Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело торжественно-монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.
Во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого в конце X — первой половине XI в. были построены крупные ансамбли дворцов и храмов в Киеве, Новгороде, Чернигове. Во второй половине XI — начале XII вв. строятся многочисленные комплексы монастырей. В XII ст. в отдельных княжествах Руси начали появляться собственные архитектурные школы. Много сооружений древней Руси можно назвать шедеврами мировой архитектуры. Это знаменитый Софийский собор и церковь Спаса на Нередице в Новгороде, Спасский собор и Пятницкая церковь в Чернигове, Кирилловская церковь с ее известной фресковой росписью XII в. в Киеве, белокаменные Успенский и Дмитровский соборы во Владимире на Клязьме, всемирно известная церковь Покрова на Нерли и некоторые другие.