Внешняя политика Киевской Руси от Олега до Святослава.

.внешняя политика Киевской Руси от Олега до Святослава 1 (основные направления, противники и эволюция).

1)борьба против кочевников (половцев.)

2)борьба против Владимиро-суздальских князей

3) Многочисленные контакты с Византией

Внешняя политика Владимира 1.

1. Война с Ляхами.

2. Война с Болгарами.

3. Завоевание Херсона.

4. Война с Печенегами.

5. Обложение данью волостей.

Владимир подобно другим князьям любил женщин , любил и войну. Польские славяне наскуали Владимиру вольностью и тот объявил их князю Мечиславу войну. Владимир взял Червен , Перемышль и другие города Польские . Далее обложил данью Вятичей и Ятвягов , которые обитали в лесах между Литвою и Польшою.

985 год. Владимир желая завоевать Камскую Болгарию отправился вниз по Волге вместе с Новгородцами и взял с собой воеводу Добрыню. Они победли Болгар , но Добрыня посоветовал Владимиру , чтобы тот не облагал их данью , а заключил с ними мирный договор. Они заключили договор и Болгары поклялись верностью русому князю

988 год. Собрав многочисленное войско великий князь пошел к греческому Херсону на Судах. Владимир высадился на берег и со всех сторон окружил город. Херсонцы очень упорно стояли. Владимир перекопал Водоводы и Херсонцы , лишенные воды сдались ему. После этого завоевания Владимир еще более возгордился собой.

994 год. Великий князь встретил Печенегов на берегах Трубежа. Печенег предложил Владимиру схватку двух воинов и в случае победы воина Владимира Печенеги обязались три года не трогать нас , а если же наш проиграет , то три года печенеги будут разорять земли русские. Наш победил и Печенеги отступили , а Владимир отправился пировать в Киев. На берегу Трубежа он основал город Переяславль. 994 – 996 – годы тишины. В 997 году Печенеги снова стали наступать . Владимир отправился в Новгород за войсками , чем воспользовались Печенеги и захватили город Белгород. Но страрец Белгородский был умен, он соорудил Колодези , видя Сии Колодези Печенеги поверили , что земля сама дает людям воду и пищу и отступили. Вероятно этим Печенеги были уняты и до 1015 года мы не знаем упоминания о их нападениях.

Как мы знаем Владимир активно собирал дань с русских земель в том числе и Новгорода , что не очень приветствовалось его сыном Ярославом и тот один раз отказался платить ему дань и тут стоит отметить, что Мстислав поддержал его в этом деянии. Владимир уже собирался идти войной на сына своего Ярослава , но разболелся и умер.

29. Внешняя политика Владимира 1.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников — вторично покорил радимичей и вятичей.

При Владимире приобретает значение западное направление внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси.

Из приазовских степей в течение всего X в. в Причерноморье выходили все новые и новые орды печенегов. Печенежские орды, или колена, как их называли на Руси, объединялись в большие союзы. С этими-то союзами Русь и имела дело со времен Игоря и Святослава. С одними из них русские князья вели упорное противоборство, с другими заключали мирные договоры и привлекали их золотом и подарками на свою сторону в качестве союзников.

Печенеги периодически грабили русские города и села, уводили жителей в плен, а затем продавали их на невольничьих рынках. Крупное поражение Владимир нанес печенегам в 992 г. В честь этой победы князь основал город Переяславль [от слов «переять» («перенять») «славу»]. Но через четыре года новая печенежская орда подошла к городу Василеву близ самого Киева. Владимир вышел против врагов с небольшой дружиной, был разбит, и лишь чудо спасло его. Во время бегства князь спрятался под мостом, а печенежские всадники проносились над ним.

Создание оборонительной системы на юге. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей, которые располагались на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр. Здесь было меньше лесов, и степь подходила вплотную к Чернигову, от которого был один день конного пути до Киева. Четыре линии крепостей на расстоянии 15—20 км встали в этом районе на границе со степью. Большинство таких форпостов располагалось близ бродов, куда в первую очередь устремлялась печенежская конница. Киев, как известно, расположен на правом берегу

Днепра. Печенегам, чтобы попасть на этот берег, надо было перейти реку вброд под городом Витичев, а затем пройти через долину реки Стугна. Но как раз здесь и стояли крепости Владимира, соединенные высокими валами.

В глубине этой линии киевский князь построил город-крепость Белгород, который со временем стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.

- Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Оттуда был хороший обзор на многие километры. Как только вдали степь начинала «дымиться», это означало, что конные массы печенегов идут походом на Русь. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой, и через несколько минут в Киеве уже знали о приближающейся опасности.

. 30. Владимир Святославович - исторический портрет.

Время жизни: 3 четверть X века — первая половина XI века (~ 960-1015 гг.);
Годы правления: 980-1015 гг.

Основные направления деятельности:
1. Внутренняя политика:
1.1. Окончательное присоединение земель вятичей, червенских городов, а также земли по обе стороны Карпат.
1.2. Языческая реформа. С целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру, в 980 году Владимиром была проведена Языческая реформа, согласно которой во главе пантеона славянских богов ставился Перун. После неудачи реформы Владимиром I принимается решение крестить Русь по византийскому обряду.
1.3. Принятие христианства. После неудачи языческой реформы, при Владимире в 988 году, в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсунь. Поводом к выбору христианства как основной религии была женитьба Владимира на Византийской царевне Анне и распространенность этой веры на Руси.
2. Внешняя политика:
2.1. Защита границ Руси. При Владимире в целях защиты была создана Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения.
2.2. Разгром ополчения радимичей, поход в Волжскую Булгарию, первое столкновение Руси с Польшей, а также покорение Полоцкого княжества.

Результаты деятельности:
1. Внутренняя политика:
1.1. Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.
1.2. Реформа упорядочила языческий пантеон. Побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
1.3. Укрепление княжеской власти, поднятие авторитета страны на мировой арене, заимствование Византийской культуры: фреска,зодчество,иконопись, произвелся перевод Библии на славянский язык...
2. Внешняя политика:
2.1. Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения помогала быстро оповестить центр о пересечении границы, а соответственно о нападении, что Руси преимущество.
2.2. Расширение границ Руси путем активной внешней политики князя Владимира Святого.

31. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Русь и Великая степь. Продолжалась борьба со степью. Печенежские набеги на южные рубежи прекратились после жестокой битвы в окрестностях Киева в 1036 г. По следам печенегов шли другие орды кочевников - узы-торки и половцы. С узами-торками, теснимыми с востока половцами, удалось сравнительно легко справиться в результате похода русских князей в 1060 г.Половцы же закрепились в Причерноморских степях и стали здесь господствовать, совершая постоянные набеги на Киевское государство.

Русь и Европа. Иным образом строились отношения с Европой. Русь рассматривалась как богатая и культурная страна, как часть христианского европейского мира, хоть и отдаленная. Контакты правителей Руси с Западом возникли еще в X в. Источники упоминают о посольстве Ольги к германскому императору Оттону, о сношениях Владимира с Римом. Были заключены династическиебраки детей Ярослава с представителями владетельных домов Европы. Потерпевшие неудачу в междоусобной борьбе князья ищут убежища в европейских странах.

В свою очередь Русь дает приют изгнанным северным правителям и оказывает помощь в возвращении престола. Наследники европейских держав не считали зазорным проводить годы при дворе Ярослава, обучаясь рыцарской науке. (Гарольд) В рассматриваемую эпоху продолжают поддерживаться торгово-политические и культурные связи Скандинавии и Руси. И Владимир, и Ярослав продолжают опираться на северные военные силы. Например Ярослав содержит в Новгороде наемную дружину варяжских гридей. Русско-европейские политические отношения были подкреплены оживленной торговлей Киева с центром Южной Германии Регенсбургом. Предметы восточной и византийской роскоши шли на Запад через Киев и Регенсбург.

В этот период обостряются отношения с пограничными европейскими государствами и народами. Впрочем, война с Польшей за Червонную Русь (1030-1031 гг.) не привела к серьезным последствиям. Отношения между двумя государствами даже укрепились. Ярослав помог Казимиру Обновителю подчинить себе Мазовию. Его сестра Мария-Доброгнева была замужем за Казимиром, а на сестре польского короля он женил своего сына Изяслава. Но при Ярославичах противостояние возобновилось.

Ярослав усиливает присутствие Руси на северо-западе. Походы 30-х годов на эстонскую чудь приводят к строительству опорного пункта Юрьева, очерчивая границы государства на севере. На 40-е годы приходятся и первые походы на Литву.

Русь и Византия. Особое место во внешней политике занимали культурные и политические отношения с Византией, характер которых изменился с принятием православия. Византия держала в своих руках управление влиятельной русской церковью, стремясь придать своим отношениям к Руси характер суверенитета. Возможно, этим можно объяснить поставление собранием русских епископов митрополитом Иллариона при Ярославе помимо Византии. Русско-византийские отношения в целом были дружественными. Известны браки Ярославичей с представителями императорской семьи. Поход Владимира в 1043 г. на Византию (причины не ясны) не смог их изменить. Связи Киева с Византией поддерживались не только торговлей и церковными делами, но и политическими интересами в Причерноморье.


32. "Русская Правда" -история создания и структура.

«Русская Правда" является древнейшим памятником русского права. В ней наиболее полно и верно отразилась частная юридическая жизнь Древней Руси.

Под "Русской правдой" понимают три разновременно возникшие, но тесно связанные между собой редакции. Это - Краткая Правда (КП), Пространная Правда (ПП) и Сокращенная Правда (СП).

Краткая Правда (подготовлена не позднее 1054 г) состоит из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст.42) и Урока мостников (ст.43), которые содержат нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей, а также решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.

Пространная Правда, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделялась на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Она развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха.

Сокращенная Правда появилась в середине 15 в. из переработанной Пространной редакции.

Происхождение Русской Правды: источники

В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1 КП) и о круговой поруке (ст.20 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с “Салической правдой” франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом); в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление (“Дикая вира” налагалась на всю общину).

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде.

Структура Русской Правды

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18-19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три основных редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20-70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019-1054) (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст.27-42), и Урока мостников (ст.43), которые содержат нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей, а также решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.

В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда — вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20-30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207-1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний — Синодальный список Пространной Правды — составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список — Троицкий, 14 в. — входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении — извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1-52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53-121 — как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда — или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности — этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды — она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников — Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III — Судебника 1497.

33. Основные виды преступления и наказания в "Русской Правде"
Уголовное право

Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваде», то есть во время ссоры, от умышленного — «в обиду» и от убийства «в разбое». Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести, по ст. 1 Краткой Правды: «Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову».

Уголовные санкции

Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.

Штрафы в пользу князя

Вира — штраф за убийство свободного мужчины («а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть», ст. 89 Пространной Правды). За простого свободного человека платилась вира в 40 гривен. За княжеского мужа, тиуна огнищного и конюшего платилась двойная вира в 80 гривен.

Полувирье — штраф за убийство женщины и тяжкие увечья свободному человеку: «Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усохнеть или нога, или око, или нос утнеть, то полувирье 20 гривенъ, а тому за вѣкъ 10 гривенъ» (ст. 27 Пространной Правды).

Продажа — штраф за другие уголовные преступления — нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Исчислялся различными суммами, но, как правило, небольшими в сравнении с вирой.

Плата пострадавшим

Головничество (ст. 5 Русской правды ) -плата в пользу родственников убитого.

Плата «за обиду» — как правило, плата потерпевшему.

Урок — плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.

Поток и разграбление

Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее — преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

«Будеть ли сталъ на разбои безъ всякоя свады, то за разбоиника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с дѣтми на потокъ и на разграбление» (ст. 7 Пространной Правды).

«аще будеть коневыи тать, выдати князю на потокъ» (ст. 35 Пространной Правды)

«Аже зажьжеть гумно, то на потокъ и на грабежь домъ его, переди пагубу исплатившю, а въ процѣ князю поточити и. Тако же аже кто дворъ зажьжеть» (ст. 83 Пространной Правды).

Частное право

По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение (поклажа). Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное (исто) возвращалось с процентами (резы), или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию, «ряду».

За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Пойманного на дворе в ночное время вора можно было убить на месте или вести на княжий суд. В частном праве существовал состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами осуществляют процессуальные действия. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.

Некоторые понятия

«Закличють и на торгу» — объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества) в людном месте, «на торгу». Объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента объявления, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

«Свод» — многозначный термин. Мог означать показания свидетелей или процедуру поиска пропавшей вещи. В последнем случае лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Он и признавался вором (татем). Если свод выходил за пределы общины, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица, на которого возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

«Слѣдъ гнати» (ст. 77 Пространной Правды), гонение следа. Если вор не будет обнаружен, его ищут по следу; если след приведет к селу или к торговому стану и люди не отведут от себя следа, не поедут вести расследование или силой откажутся, они должны платить за украденное и штраф князю и вести расследование с другими людьми и со свидетелями; если след потеряется на большой торговой дороге и рядом не будет села или будет незаселенная местность, украденное не возмещается и штраф князю не платится.

Судебные доказательства

Вещественные доказательства, внешние признаки. Так, наличие синяков или крови на пострадавшем было достаточным доказательством того, что его избил тот, кого он обвинял.

Если вещественных доказательств не было, применялись свидетельские показания — свод. Различалось две категории свидетелей — видоки и послухи. Видоки — очевидцы факта. Послухи — лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Под послухами могли пониматься и свидетели доброй славы, которые должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия.

Если не было и свидетелей, для решения тяжбы обращались к Богу. Истец или ответчик подтверждали свои показания особым образом: шли на роту, подвергались испытанию водой или железом (то же, что западноевропейские ордалии). В частном праве эти виды доказательств зависели от суммы иска. При наименьшей сумме иска на роте, если сумма больше — испытание водой, при самой высокой сумме — испытание железом. «Идти на роту» означало принести присягу, то есть совершить целование креста (крестоцелование) или иконы и произнести свои показания. Считалось, что, совершив такую присягу, человек не может лгать, иначе будет обречен на вечные муки в загробной жизни. Если человек выносил испытание водой или железом, считалось, что он делает это с божьей помощью и его показания верны.

34. Источники холопства согласно "Русской Правде"
Холопство является в Русской Правде суровым институтом с резко очерченными границами. Холоп, ударивший свободного человека, еще при Ярославе мог быть за то убит безнаказанно потерпевшим. Правда не различает видов холопства: она знает одно холопство — обельное (облое — круглое), т.е. полное, вечное, потомственное и наследственное. Как зависимость холопа переходила от него на его потомство, так и право на холопа передавалось господином своим наследникам. Рабовладение успело выработать довольно разнообразные источники холопства.

Источники холопства. Их было два ряда: холопами делались или по закону, или по договору. Принудительное холопство по закону создавалось четырьмя случаями: 1) пленом, 2) преступлениями, за которые закон навсегда лишал преступника свободы — например, разбоем, поджогом, конокрадством, 3) несостоятельностью купца-должника по его вине, если кредиторы не соглашались ждать уплаты долга, и 4) происхождением от холопа. Добровольное холопство по договору создавалось тремя способами: 1) продажей в холопство, 2) женитьбой на холопке без уговора с ее господином, ограждающего свободу жениха, и 3) вступлением в частную дворовую службу приказчиком или ключником без такого же уговора слуги с хозяином. Холопство в Русской Правде является с такими резкими чертами неволи, которые лишали холопа значения лица в юридическом смысле слова, приближая его
к вещи, к домашнему скоту. Но так как закон определял положение холопов, их отношение к господам, источники и границы холопства, то, очевидно, он рассматривал это состояние как особый класс в составе русского общества, отличавшийся от других классов тем, что он не имел прямого отношения к государственной власти, а связан был с нею через посредство господ, которым служили холопы.

Наши рекомендации