Русско- Византийские договора князей Олега Вещего и Игоря - сравнителный анализ.

Договор Олега. Договор был писан на греческом и славянском языке. Сей договор представляет нас уже не дикими людьми , а теми , кто имеют святость , законы , право наследия , имеют торговлю внутреннюю и внешнюю . Купцы торговали в основном рабами. Просмотрев имена Вельмож в договоре можно смело сказать , что там не ни одного славянского имени. Это объясняется тем , что у первых русских князей Варяги пользовались большим доверием . В первом пункте договора упоминается о том , что обе стороны должны неукоснительно соблюдать мир. Вина доказывалась свидетелями , а когда их нет – то верой своей. Если кто – то кого – то убивает , то его надобно убить. Имущество преступника мог забрать родственник убитого , но часть жены убийцы ей оставить. Если человек кого – то ранил , то он должен отдать одежду или серебро. При краже с поличным надобно убить , а если под видом обыска ущерб заплатить втрое больше. 6 пункт говорил о взаимопомощи ( ладьи) . Пленных возвратить в их соответствующие страны. Если Русин умер на территории Греции и не распорядился наследством имущество на Русь или наследнику.
Игоря договор. Стоит отметить , что начало идентично договору Олега. Далее говорится о функциях послов . При покупке послом ткани выше 50 золотников должна значиться печать. Рабов должны были возвращать на территорию , в которой они жили. При краже преступник должен возвратить украденную велщь и заплатить вдвое больше , а не быть убитым как в договоре Олега. Далее говорится о том сколько денег нужно давать за приведенных пленных. У Игоря не было власти над Херсоном , но он мог просить у Греков войска. Неприкосновенность Ладьи. Русский князь должен был Помогать Византии с Черными Блгарами. Нельзя наказать врагов в своей территории .

Сходства и различая. Стоит отметить , что оба договора начинаются с одинакового обращения. Мы от рода Русского. Оба договора были писаны на Греческом и Славянском языке . Однако в договоре Олега нет славянских имен , а в договоре Игоря их 3. Нужно сказать о функциях купцов , так как в договоре Игоря видно, что купцы должны были скреплять большие сделки печатью . В договоре Игоря не сказано о торговле рабами , но сказано , что беглых надобно возвращать на их территорию. В договоре Игоря не сказано о том, как происходит наследование денег , которые получены от преступника , из – за его преступления . Различны наказания за кражу. При рассмотрении договорах Олега более суровое наказание. В обоих договорах сведения о взаимопомощи. Пленных в обоих договорах нужно было возращать на их первоначальные территории , но в договоре Игоря еще и указана награда за их поимку. Власть Игоря была ограничена. Статьи о побоях идентичны. Русь обязана помогать с Черными Булгарами.

18. Киевская Русь в правление княгини Ольги
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая тамуроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международных торговых путей. Один из них — сухопутный, названный «из немец в хазары», связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу сРегенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье. происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней былиязыческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Наши рекомендации