Государственное устройство римской Республики.
Высшая власть принадлежит – консулам (двум). Римляне очень боялись восстановления царской власти, поэтому выбирали консулов сроком только на один год.
Консулы производили набор войск и командовали ими во время войны, имели право созывать сенат и народное собрание.
Помимо консулов в Риме было еще несколько магистратов, которые творили суд, занимались финансами и благоустройством города. Кандидат в магистраты должен был участвовать не менее чем в 10 военных походах и быть гражданином Рима. Все должности были неоплачиваемыми, как и в Греции, кстати сказать, поэтому нужно было быть довольно состоятельным человеком.
В случае опасности для гос-ва римляне выбирали на 6 месяцев диктатора, которому все должны были подчиняться. Защитив государство, диктатор должен был сложить свои полномочия.
Самая почетная должность – цензор. Он избирался раз в пять лет для проведения переписи и имел право исключить сенатора из сенатского сословия за недостойное поведение. Цензоры выбирались в основном из бывших консулов.
* при республике роль сената и народного собрания возросла… в сенате принимали и выслушивали чужеземных послов, решали вопросы войны и мира, обсуждали – принимать или нет чужих богов, устраивать ли общие моления и тд и тп
* сенат ведал гос-венными финансами и строительством
* народное собрание считалось высшим органом в гос-ве, однако его решения становились законом только после одобрения сенатом
* народное собрание выбирало магистратов и имело право отменить смертный приговор, вынесенный им
Почти 200 лет после установления республики в Риме шла борьба патрициев с плебеями. При Сервии Туллии плебеи получили возможность голосовать в народном собрании и воевать, но они не могли быть магистратами. Плебеи страдали в основном из-за долговой каббалы (взял деньги – верни с процентом, кто не отдаст – превращается в раба).
Плебеи нашли очень действенный способ борьбы. Во время очередной войны они отказались записываться в войско, и Рим было некому защищать. Патрициям пришлось пойти на уступки. Так, в начале 5 века до нэ появилась новая магистратура, доступная только плебеям – НАРОДНЫЙ ТРИБУН (!!!)
* «законы 12 таблиц» (450 год) – первый записанный свод законов в истории Рима, там вводились денежный штрафы и прочие наказания за убийства, кражи, измены… говорилось и о том, кто и какой собственность может владеть.
* затем в Риме было запрещено обращать должника в раба
Короче, после 2-х веков борьбы исчезает разница между плебеями и патрициями, они постепенно уравниваются в правах. Самая богатая часть плебеев так вообще сливается с патрициями, и понятие «плебей» теперь означает низы общества.
Римско-Италийский союз: состав и правовой статус.
Рим не составлял типового договора, а составил «федос» - федераты с каждым населенным пунктом. Выводятся колонии римского права (только на территории Италии).
Рим – там живут граждане. С латинскими племенами ведут мягкую политику.
Древние латинские союзные муниципии (самоуправляющиеся общины) – те города, которые сразу приняли гегемонию Рима.
Союзным общинам ограниченного управления: снизили политический статус и сделали их местом ссылок. Они стали префектурами и туда отправляли префекта.
Латинское право – не римское.
Цере (на юге Италии) принял Рим. Церицкое право, но только для этрусков.
Муниципии – крупные города Италии.
Большая часть земли – публикус.
Капуя перевели на префектуру, Рим посылает своего префекта и перед ним отсчитываются.
Дедитиции – самниты и галлы.
Римское гражданство:
1. право обеспечение со стороны государства
2. юз суфрагиор – право голосовать
3. юз хонорис – право быть избранным на любую должность, но без оплаты
4. юз миграционис – разъезжать
5. юз комерцис – сделка со всеми
6. юз милициа – служить в легионе
7. юз конкубикат – право вступать в брак с римской гражданкой и с представителями элиты завоеванных племен также
Городские единицы:
1. Рим
2. Латинское
3. Церицкое
4. Муниципии
5. Префектуры
6. Опподиум
7. Дедитиции
Завоеванная земля 1/3 стала романус: большая часть – агер публикус, агер самус.
Единый популус романус в 3 веке до н.э.
Латинские граждане должны спрашивать разрешение, чтобы быть юз комерциас и юз миграционис.
Реформы римской армии
С начала 4 века до нэ римляне вместо фаланги вводят деление на 30 манипул, по 2 центурии в каждой, что повысило маневренность войска. Легион теперь строится в 3 линии в шахматном порядке. При легионе были легковооруженные воины и 300 человек конницы. Общая численность легиона – 4200 человек.
Обыкновенно римляне выставляли 4 легиона (40 тыс человек).
+ римские солдаты еще и прекрасные строители, в завоеванных областях они строили дороги и мосты
В римской армии вводится одинаковое для всех вооружение, состоящее из панцыря, поножей, шлема, щита, меча и копья.
* воины начинают получать жалование
На каждом привале воины сооружают лагерь, окруженный рвом, валом и частоколом, поэтмоу римлян было очень тяжело застать врасплох даже ночью.
Командование легионом осуществляли 6 военных трибунов. Низшие командиры – центурионы, что логично, командиры центурий.
+ наградой за доблесть служили венки, один из самых почетных – дубовый, за спасение римского гражданина, и, кажется, еще и за то, что первым залез на стену.РЕФОРМА АРМИИ ПРИ МАРИИ
Марий – вождь группировки популятов (это при Гракхах), противников сената. Он прославился своими победами над племенами кимвров и тевтонов, над Югуртой (помните про договоренность и разбор полетов, который Марий им всем за это устроил))… Марий первым стал набирать в армию бедняков. Теперь легионеры стали служить несколько лет.
Ветераны – воины, вышедшие в отставку, получали землю.
Армия из ополчения граждан превратилась в проффесиональную, преданную только полководцу, который командовал ей и после окончания срока консульства.
Пунические войны.
У карфагенян были пентеры – тяжелые суда.
1) 1-я Пуническая война (264-41 до нэ)
- 60-е годы – Морские сражения на северо-западе Сицилии. Римляне проиграли. И строят флот (за год). Римляне берут греческую триеру за образец.
Триеверы – римские корабли.
Абардаж – ближний бой (перекидные мостики на корабль).
Римляне выиграли 1 сражение с консулом Дуилием.
- 50-е – равновесие сил. Консул Аттилий перенес войну на сам Карфаген. Ксантипп – финикиец. Ночью всех взяли в плен.
- 40-е – сплошные победы Рима. Акраган пал. Прославился род Корнелиев Сципионов.
Г.Барка – влиятельные олигархи из пунийцев, предлгают перестать воевать за Сицилию.
2) 2-я Пуническая война (219-201 до нэ), война с Ганнибалом
Ганнибал двинулся по побережью Италии через Альпы со слонами. Галлы воюют с ним, но их удается переманить на свою сторону. Галлы охотно предали Рим. Стратегия Ганнибала неисправна: не проиграл ни одного сражения.
Р.Тицин – сражение 218 до нэ. и поражение Рима.
Р.Требия – уничтожил консулов.
Ситуация: враг у ворот города. Пусть кто-то из плебса станет консулом – Гай Фламиний Непот.
217 до нэ – пошли навстречу, бой у Тразименского озера. Фламиний убит в первой же схватке.
Ганнибал идет мимо Рима и уходит в Апулию. Он воют не с Италией, а с Римом, поэтому с другими народами ведет мягкую политику и дипломатию. Из муниципий сделали префектуры.
217-11 до нэ – сенат назначил диктатора вместо консула – чрезвычайная ситуация.
Пунктатор медлительный.
Опять выбрали консулов – Луция Эмилия Павла и Гая Тернция Варрона. Они сразились с Ганнибалов у деревне Канны. Но римское войско было окружено и побито. Плен = большой выкуп.
215-11 до нэ – равновесие сил.
211-01 до нэ – Рим продемонстрировал силы.
202 до нэ – вытесняет Ганнибала и тот вернуля на Карфаген.
3) 3-я Пуническая война (140-е годы до нэ)
Римляне задались целью полностью уничтожить Карфаген. Марк Порций Катон заканчивает все свои речи: «Впрочем, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Сципион Эмилион штурмует Карфаген. Дали карфагеняням 30 дней, чтобы все обдумать, но те использовали это время с пользой: обронили и укрепили свою крепость. Римляне долго осаждали; велись бои и внутри римских войск и карфагенянами. Так или иначе крепость была взята. Вспахивают землю, чтобы ни один народ больше здесь не имел право жить. Карфаген стал Африканской республикой Рима, земля его стала государственной, на население наложили налог.
Римская религия.
По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V-VI веке до н.э.
Римский автор III века до н.э Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону.
Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы.
Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня.
К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве.
Греческие религиозные понятия и особенности греческого культа твердо водворились в Риме, или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя бледные римские представления. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер, и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храме свою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Венера вероятно была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий первоначально был известен как deus indiges — покровитель торговли
Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала. Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии — от Геркулеса, Юлии — от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности.