Театр в общественной и художественной жизни Греции.
В архаический период театральные представления давались в разных местах , в 5 веке появилась спец площадка – орхестра. В центре орхестры находился жертвенник Дионису. На орхестре выступали хор и актеры. Позади орхестры находилась палатка - скена, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику.
Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В 5 веке на сцены были введены еще два актера, сценическое действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые прикрывали не только лицо, но и голову. Меняя маски 1 актер мог играть разные роли. Мифологические герои или боги изображались крупнее. Это достигалось тем, что одевалась спец обувь с подошвами-кортунами, одевали высокий головной убор, и подкладывали под одежду подкладки.
Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывало несколько тысяч десятков мест
Театральные представления стали частью повседневной жизни.
Были «театральные деньги», кот предназначались для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить билет.
В пьесах греческих драматургов ставились вопросы современной жизни, зрители бурно одобряли или порицали автора.
1. Особенности «драмы».«Драма» буквально значит «действие». По Аристотелю, «воспроизведение идёт не рассказом, а действием». К тому же обязателен хор, музыкальный аккомпанемент и мимические танцы.
2. Происхождение драмы. Из лирической поэзии, где были элементы диалога. Там где пели поочерёдно (свадебные песни). Такие черты есть и в «Илиаде». Представления давались на Дионисиях (в марте, конце января, иногда на малых Дионисиях в декабре). Из дифирамб – хоровых песен в честь Диониса. Из особенностей его культа: вино - веселье – игры – песни – драма. Дионис «страдающий бог», поэтому это хороший материал, пища для «действия». Спутники Диониса – сатиры, они в виде козлов. Отсюда «трагедия» – «песнь козлов» («трагос» – козёл, «оде» – песнь»). От сюжетов про Диониса к сюжетам вообще. Хор сатиров заменялся хором людей. Три рода представлений: трагедия, комедия, сатировская драма (нечто среднее, быстро умерло, как самостоятельный жанр). Самое общее – движение к абстракции, изменение роли хора: у Эсхила – главный герой, у Софокла – вспомогательный, у Еврипида – уже просто музыка, без роли в сюжете. Язык хотя и становится проще, но далёк от разговорного: много патетики, архаизмы и ионизмы.
3. Первые трагики. Структура драмы.Первым называют Феспида. От его трагедий осталось только 4 отрывка. Он сам играл в них все роли. Более известен Фриних, автор знаменитого «Падения Милета» (милетское восстание против персов). На премьере зрители плакали. Брали за основу современность (греко-персидские войны). Эсхил добавил второго актёра, Софокл третьего. На этом развитие остановилось. Играют, естественно, только мужики. Составные части: А) начальная часть до вступления хора – пролог
Б) песнь хора, идущего в орхестру – парод
В) диалогические части – эписодии
Г) хоровые партии, их разделяющие – стасимы
Д) после последнего стасима, хор удаляется из орхестры – эксод.
4. Организация представлений.Основные трагедии ставились в марте на Великих Дионисиях. Начиная с 508 года, всё проходило в агоне. Соревновались 3 трагедии, 3 автора, 3 первых актёра. Отчёты о победителях – дидаскалии (первый их свод составил Аристотель, но он не сохранился).
5. Устройство театра. Актёры и публика.3 части: орхестра (круглая площадка с жертвенником в середине, там – хор), «театр» (зрительские места) и скена (туда складывали весь реквизит). Особенное устройство – отличная акустика (вспомни Эпидавр и Вадима). Всякие смешные приспособления, самое известное от Эсхила deus ex machina. Играли в масках. Они показывали изменение состояния. Например, ослеплённый Эдип в «Царе Эдипе». Театральные представления как религиозные действа должны были быть доступны всем. Но со временем расходы привели к появлению платы в 2 обола. Беднякам раздавали театральные деньги.
21. Греческие общественно-религиозные празднества.
Помимо Олимпийских игр, на Пифийских играх вышли на первое место не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов (исполнителей, играющих на кифарах и флейтах). В Афинах во время празднования Панафиней и Дионисий в 5 веке.
Начало общеэллинских игр.
В основе лежит идея погребальной процессии и состязаний.
Несколько типов:
1)Олимпийские игры. Цикл 4 года. Самые масштабные. 2 недели. Экехерия – перемирие на это период. Если полис нарушал это перемирие, то его осуждали и исключали из следующих игр.
2)Великие Парафинеи. Чтобы почтить Афину. Шествие только для эвопатридов.
3)Дельфийские игры. Музыкальные агоны.
4)Эстлийские. Музыка и спорт в равной степени.
5)На Пифийских играх вышли на первое место не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов (исполнителей, играющих на кифарах и флейтах). В Афинах во время празднования Панафиней и Дионисий в 5 веке.
Панэллинство – идея, что все эллины едины.