Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.


Пелопонесская война была вызвана несколькими причинами: экономическими, социальными, политическими.
Афины рассматривались в Греции как оплот демократии, опирающиеся на широкие круги гражданства, на их активную деятельность в народном собрании. Спарта , напротив, стала центром напряжения всех аристократических элементов с их ориентацией на знатную богатую верхушку гражданства.
Так еще причины Пелопонесской войны объясняются тем, что Коринф был злейшим и непримиримым противником Афин в 5 веке до н.э. К сказанному выше добавляется то, что между ними была острая экономическая конкуренция. Коринф был мощным торгово-ремесленным центром Балканской Греции. Пока валяние и власть Афин распространялись в Эгейском бассейне и Причерноморье, Коринф еще мирился с Афинами, но как только Афины продвинулись на Запад, на Великую Грецию, Коринф этого допустить не мог. Посему Коринф в 30-х годах 5 века настойчиво требовал уничтожение Афин военным путем. Спарта колебалась, понимая , что это война будет тяжелой. Но из-за угроз Коринфа выйти из Пелопонесского союза сделали войну неизбежной.
Пелопонесскую войну ускорили три события:
1. гражданская война между демократическими и аристократическими группировками
2. второе связанно с афинскими действиями против соседнего города Мегары.
3. Коринф спровоцировал выход из Афинского морского союза одного из крупных городов п-ова Халкидики – Потидеи.
Эти причины делали войну неизбежной.

Планы нападения Спарты:
Располагая прекрасной сухопутной армией, Спарта предполагала вторжение на террит. Аттики и выманить их из-под крепостных стен, далее разгромит афинских гоплитов.

Планы нападения Афин:
Прекрасно понимая, что их гоплиты уступают спартанским, афинские стратеги и прежде всего Перикл, решили основной удар направить афинским флотом, и разгромить врага там, где он не ожидает.

Пелопоннесскую войну принято делить на два периода:
1. Архидамова война (431-421)
2. Сицилийская экспедиция и Декелейская война (415-404)Перикл. Перикл из рода Алкменидов. Он возглавил политику Афин в 40-х годах 5 века. Каждый магистрат или стратег выбирался на 1 год. Но поскольку еще шла война, Перикл 14 лет был стратегом. Он поддерживал кораблестроение. Афины по стечению обстоятельств не имели колокий, но все равно были лидером.
Война закончилась, Эллада стала поговаривать о роспуске союза, но Перикл устрашил их своим флотом. Полисы продолжали вносить деньги в казну, находящуюся в Афинах. Перикл устраивает грандиозное строительство Афин – перестраивает акрополь.
30-е годы 5 века – противостояние Афин и Спарты (демократии и олигархии)
431-404гг. – Пелопонесская война. Перикл готовится так: построил длинный коридор от города до порта, где укроются люди..
1-ый этап: Архидамова война.
Спартанцы подошли к Аттике, и все население укрылось в стенах. Вспыхнула эпидемия из-за несвежести воды (брюшной тиф)
Афины по морю подошли к городу Пилосу, высадилась на соседнем острове и захватив в пленного спартанцев.
Спартанцы достигли Фракии и разгромили союзников Афин.
В 421г. – 1-ый этап заканчивается, демонстрируя равенство сил.
Заключено перемирие.
Распадается афинский союз.
Племянник Перикла Алкивиад предложил афинянам след план: ударить по Сицилии, где находился источник финансирования Спарты.
Была снаряжена эскадра.
2-ой этап:
415-413 – Сицилийская экспедиция Афин.
Пока отправлялась эскадра были изувечены гермы – покровители дорог и путей ( это делал Алкивиад; сам он сбежал в Спарту). Эскадра была разбита.
Афины были обескровлены.
411-404 – Декелейская война.
30 тиранов в Афинах, поставленных Спартой. Спарта победила Афины., ввела свою олигархию на демократических полисах Эллады. Но экономический потенциал Спарты полностью подорван.В чем причины поражения Афин:
Непоследовательность афинской демократии, переоценке ее сил и в ограниченных возможностях полисного строя как такового. Афинская морская держава была прогрессивным военно - политическим и экономическим объединением в Греции 5 веке до н.э., но Афинам не удалось преодолеть сепаратизма входивших в состав морской державы полисов, а это ослабляло морской союз в целом. Сама афинская демократия имела слишком узкую социальную базу, афинское гражданство , на которое выпали основные военные тяготы, было немногочисленным.
Внешнеполитические успехи афинской демократии в 40-30-х годов 5 века, вскружили голову афинским руководителям, привели к выработке авантюристической агрессивной политики, которая оказалась не обеспеченной достаточными материальными, политическими , военными средствами привела к противопоставлению Афин почти всей Греции и в конечном результате к поражению. Определенную роль в поражении Афин сыграла финансовая помощь Спарте со стороны Персии, заинтересованной в ослаблении греческого мира в целом.её значение в истории Греции как первой гражданской войны.
Поражение Афин и роспуск такого экономического и политического объединения, как первый Афинский морской союз, опять ввергли Грецию в состояние раздробленности, привели к разрыву сложившихся экономических связей.
Война, одна из самых кровопролитных в греческой истории, привела к колоссальной растрате материальных и людских ресурсов, денежных средств, гибели больших ценностей. Безжалостно вырубались оливковые рощи, виноградники, сжигались посевы, были разрушены многие города.
Огромные разрушения и растрата материальных ресурсов требовали восстановления.
Позднее в 4 веке было восстановлено и успешно развивалось с\х. Проникновение рабского труда и в разные сферы производства и создание относительно крупных рабовладельческих хозяйств.
Большой размах межполисной торговли и развитие товарного производства. Кол-во денег в 4 веке резко возросло, в обращение было пущено не только серебро, добытое в рудниках, но и запасы драгоценной утвари, хранившейся в храмах.
Деньги становятся престижным богатством наряду с земельными владениями. Теперь среди богачей были не только граждане, но и метеки.
Была спекуляция хлебом.
Возросло кол-во сделок по купле –продаже земельных участков.
В 4 веке можно было быть полноправным гражданином , но не иметь земли. Метеки и иностранцы начинают заниматься земледелием.
Разорившиеся и неимущие граждане жили за счет гос-ва своего полиса, что в корне подрывало в корне полисные представления о необходимости для граждан иметь участок земли и быть усердным работником.
В ряде греческих полисов появляется особая соц прослойка неимущих и не желающих трудиться граждан, кот можно назвать люмпен-пролетариатом.
Большое кол-во греков служило в наемниках у персидского царя.
Развитие наемничества.
Все большее значение приобретают отряды наемников, служащие за отдельную плату и состоящие из профессиональных воинов. Они защищают интересы других полисов, отдают свои жизни за чужие интересы, но получают за это плату. В Греции появлялись своего рода спец места, рынки, где можно было купить наемников.
Начинаются вспышки восстания рабов. Рост напряжения среди хозяей и их рабов в 4 веке несомненен.





Греческая религия


Религия оказывала огромное влияние на греческую культуру. Богатая греч мифология дала богатый арсенал образов, применяемых в литературе, живописи, искусстве и тд.
Греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущих, которые так же подчиняются высшей силе, которая довлеет над богами, как и над людьми. Известная близость мира богов к человеку, через посредничество полубог8ов, через взаимоотношения богов и людей, в принципе возвышало человека.
Почитание божества главного в своем полисе виде шествий со статуей, праздничные мероприятия, среди которых были обязательны пиршества, жертвоприношения.

1. Источники – поэмы Гомера и «Теогония» Гесиода. Литература – Зелинский Ф.Ф., Кузищин Мать Его.

2. Микенский период. Культ предков и фетишизм.

3. Дорийское переселение. С этого времени доминируют местные племенные культы персонифицированных богов (основа гомеровского пантеона).

4. Классика. К этому времени в основном устаканились классические пантеон и мифология., хотя всё ещё доминируют местные культы.

5. Эллинизм. Местные культы теряют значение. Расширение общего пантеона.

6. Коллективизм греческой религии. Коллективные жертвоприношения и праздники.

7. Антропоморфность греческих богов. Отсюда – образ храма как дома божества.

8. Жертвоприношение как неотъемлемый элемент греческой религии.

9. Религия как материал для искусства.

10. Отстутствие в греческой религии, в отличие от восточной, абсолютного доминирования бога над человеком. Человечность богов. Судьба. Нет непреодолимой пропасти между человеком и богом, человек может стремиться стать таким, как бог. Другое дело, что он обречен на поражение (агон).

11. Олимпия и Дельфы. Единственные религиозные центры, почитавшиеся во всей Греции. Имели серьезную политическую силу.

12. Олимпия. Святилище Зевса в Элиде. Основано Гераклом в честь папы. Внутри – известная статуя. Олимпийские игры.

13. Дельфы. Святилище Аполлона в Фокиде. Оракул. Пифийские игры.

14. Мистериальные культы. Элевсинские мистерии в честь Деметры, Дионисии, орфические учения.

19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.


Воспитание:
Отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в Древнем Востоке, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль.
Характер греч религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали такую возможность. Это предопределило более свободных характер воспитания, мировоззрения и всей культуры.
Довольно широкое распространение грамотности, умения писать и читать, грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей. Широкое распространение грамотности характерно демократическим полюсам, предполагающих политич активность рядовых граждан, их участие в выборах, голосовании, составлении решений, знакомство с документами гос важности.

Наши рекомендации