Тема 8. Система федеративных отношений России
Понятие и формы государственного устройства. Идеи федерализма, унитаризма, автономии и их воплощение в практике государственного строительства России в ХХ – начале ХХI века. Современная модель федеративного устройства России. Конституционные принципы российского федерализма: принцип построения России на сочетании национально – территориального и территориального начал, государственная целостность РФ, единство системы государственной власти в РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в РФ. Административно- территориальное деление в РФ.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации: состав субъектов Федерации, государственный суверенитет, территория РФ, государственный язык, единое гражданство, органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды, Прокуратура РФ. Правовая система РФ: Конституция РФ и законодательство. Единое экономическое пространство; кредитная, таможенная, денежная, налоговая системы. Собственность РФ. Предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Армия, органы безопасности и охраны общественного порядка. Символы государства – столица, герб, флаг, гимн. Участие в межгосударственных объединениях.
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ. Территория республики. Правовая система республики. Система органов государственной власти республики. Собственность республики. Государственный язык республики. Государственная символика. Предметы ведения республики в составе РФ.
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения: уставы, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, участие в международных и внешнеэкономических отношениях, предметы ведения краев, областей, городов федерального значения.
Автономия в РФ. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа: уставы автономной области, автономного округа, административные центры, образование законодательной, исполнительной, судебной власти, предметы ведения автономной области автономного округа. Национально-культурная автономия.
Формы взаимодействия РФ и ее субъектов: 1) влияние субъектов на федеральные дела (представители субъектов РФ в Совете Федерации, в Государственном совете РФ; внесение законопроектов в Государственную Думу, обращение с запросами в Конституционный Суд РФ; официальные представительства субъектов РФ на федеральном уровне и др.); 2) влияние Федерации на дела в субъектах (федеральный бюджет; принятие Федеральных законов по вопросам совместного ведения; установление Федерацией общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; назначение официальных представителей Президента РФ и др.). Конституционно – правовая ответственность субъектов РФ. Федеральное принуждение.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам федеративного устройства России.
Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях. Российская Федерация и Содружество Независимых Государств. Союзное государство Республики Беларусь и Российской Федерации.
Нормативные акты
1. Конституция РФ (с изм. на 1.01.208). СПб. 2008.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.
3. Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР».
4. Закон РСФСР от 25 декабря 1991г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».
Федеративный договор от 31.03.1992. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ.
6. ФКЗ от 17.12.2001 №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (в ред. от 31.10.2005) // СПС «КонсультантПлюс».
7. ФКЗ от 25.12.2000 №1 – ФКЗ «О Государственном флаге РФ» (в ред. от 07.03.2005) // СПС «КонсультантПлюс».
8. ФКЗ от 25.12.2000 №2 – ФКЗ «О Государственном гербе РФ» (в ред. от 30.06.2003) // СПС «КонсультантПлюс».
9. ФКЗ от 25.12.2000 №3 – ФКЗ «О Государственном гимне РФ» (в ред. от 22.03.2001) // СПС «КонсультантПлюс».
10. ФЗ от 06.10.1999 № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 10.05.2007) // СПС «КонсультантПлюс».
11. ФЗ от 01.06.2005 №53 – ФЗ «О государственном языке РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
12. ФЗ от 04.01.1999 №4 – ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
13. ФЗ от 17.06.1996 №74 – ФЗ «О национально – культурной автономии» (в ред. от 30.11.2005) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Закон РФ от 15.04.1993 «О статусе столицы РФ» (в ред. от 26.06.2007) // СПС «КонсультантПлюс».
15. Указ Президента РФ от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» (в ред. от 21.03.2005)
16. Указ Президента РФ от 01.09.2000 №1602 «О Государственном совете РФ» (в ред. от 23.02.2007) // СПС «КонсультантПлюс».
Судебная практика
1. Постановление КС РФ от 11.05.1993 по делу о проверке конституционности Закона РФ «О непосредственном вхождении Чукотскою автономного округа в состав РФ»//ВКС 1994. №2-3.
2. Постановление КС РФ от 30.11.1995 №16-П. «По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утверждённого Постановлением Калининградской областной Думы от 08.07.1994» //СЗРФ. 1995. №50. ст.4969; ВКС 1995, №6.
3. Постановление от 15.07.1996г №16-П «По делу о проверке конституционности Закона РФ «О дорожных фондах РФ». //СЗРФ 1996 №29. ст.3543.
4. Определение КСРФ от 17.07.1996. №73-о «Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области». //СЗРФ 1996. №31 ст .3837.
5. Постановление КС РФ от 14.07.1997 «По делу о толковании содержащегося в ч.4 ст.66 КРФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области». //СЗРФ. 1997. № 29. ст.3581.
6. Постановление КС РФ от 07.06.2000 №10-11. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». // РГ от 21.06.2000.
7. Определение КСРФ от 27.06.2000. «По запросу группы депутатов ГД о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений конституций Республики Адыгея, республики Башкортостан. Республики Ингушетия, республики Коми. Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан». // РГ от 25.07.2000.
8. Постановление КС РФ от 21.12.2005 №13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобами ряда граждан».
Дополнительная литература:
1. Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона// Вестник Моск. Ун – та. Серия 11. Право. 2000. №6.
2. Бирюков П.II. О международной договорной правоспособности субъектов РФ //Правоведение. 1998. №2.
3. Варламова Н. Конституционная модель российского федерализма //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №4
4. Варламова Н.В.. Скурко Е.В. РФ и ее субъекты: проблема укрепления государственности // ГиП. 2001. №7.
5. Глигич – Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. – М.:Юристъ, 2006.
6. Глигич – Золотарева М.В. Субъектный состав РФ: эпоха перемен уже наступила//ГиП. 2006. №10.
7. Добрынин, Н. М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами: научное издание / Н. М. Добрынин. - Тюмень : Изд-во Тюмен. ун-та, 1998.
8. Ермошин Г. Конституционный принцип федерализма и проблемы его реализации при создании единого правового пространства России //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №2.
9. Золотарева М.В.. Хабриева Т.Я. Правовые основы изменения состава субъектов РФ//ГиП. 2001. № 1.
10. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма. 2001.
11. Кондрашёв А.А. Конституционно-правовые способы федеративного принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции РФ. //ГиП, 2000. №2.
12. Кондрашев А.А., Безруков А.В. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно – правовой ответственности субъектов РФ. //ГиП.2004. №8.
13. Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами РФ//Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12.
14. Саленко А.В. Россия – унитарная федерация: парадокс или реальность// Правоведение. 2001. №2.
15. Тадевосян Э.В. Российский Федерализм и современный национально-государственный нигилизм. //ГиП. 1996. №10.
16. Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений. //ГиП. 2004. №8.
17. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации// ГиП. 2003.№8.
Методические рекомендации
Федеративное устройство - разновидность государственного устройство, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Конституция Российской Федерации устанавливает состав Федерации. Следует различать конституционно - правовой статус Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа. Необходимо знать различия в статусах субъектов Федерации. Важное значение имеет разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы на семинарские занятия:
1. Понятие и формы государственного устройства.
2. Развитие российского федерализма в ХХ - XXI веках.
3.Конституционные принципы российского федерализма. Современная модель федеративного устройства России. Федеральные округа.
4. Конституционно – правовой статус РФ.
5. Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус.
6. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов.
7. Федеральное вмешательство.
8. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
9. Россия - член Содружества Независимых Государств. Создание Союзного государства РФ и Республики Беларусь.
Самостоятельная работа студентов:
Изучение нормативно-правовых актов и дополнительной литературы по вопросу создания и функционирования СНГ. Форма контроля: реферат.