Из выступления М.С. Горбачева по Центральному телевидению

Декабря 1991 г.

Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.

Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны.

События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчление страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться.

И после алма-атинской встречи и принятых там решений моя позиция на этот счёт не изменилась.

Кроме того, убеждён, что решения подобного масштаба должны были бы приниматься на основе народного волеизъявления. <…>

Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы - наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни.

Российская газета. – 1991. – 25 декабря.

Указ Президента Российской Федерации «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота»

В целях поддержания устойчивого управления Черноморским флотом и его боеготовности, обеспечения социальной защиты военнослужащих и их семей, отдавая должное его историческим традициям и в связи с неопределенностью статуса флота, постановляю:

1. Перевести Черноморский флот под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением его Главнокомандующему Объединенными вооруженными силами Содружества независимых государств.

2. Установить, что финансирование деятельности Черноморского флота осуществляется за счет бюджета Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации предусмотреть меры по обеспечению защиты личного состава Черноморского флота.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации немедленно приступить к переговорам с Украиной с целью определения условий базирования кораблей и судов Черноморского флота в портах Украины и передачи их части в состав вооруженных сил Украины.

Поднять на кораблях и судах Черноморского флота исторический российский Андреевский флаг и вымпелы.

4. Боевую службу кораблей Черноморского флота нести в строгом соответствии с приказами Главнокомандующего ОВС СНГ.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

7 апреля 1992 года. N 375

Россия – Украина. 1990-2000: Документы и материалы: в 2 кн. – Кн. 1: 1990-1995 / Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Украины. – Москва: Междунар. отношения, 2001. – С. 57.

Договор между Российской Федерацией и Украиной

По Черноморскому флоту

Российская Федерация и Украина, далее именуемые "стороны", преисполненные решимостью укреплять дружбу и сотрудничество между РФ и Украиной, отмечая совпадение интересов двух государств в бассейне Черного моря, опираясь на ранее подписанные Российско-украинские документы, договорились о нижеследующем:

Статья 1.

На основе Черноморского флота создаются Черноморский флот Российской Федерации и Военно-Морские Силы Украины. Черноморский флот РФ и Военно-Морские Силы Украины базируются отдельно.

Статья 2.

Основная база Черноморского флота Российской Федерации с размещением в ней штаба Черноморского флота Российской Федерации находится в г. Севастополе. Черноморский флот Российской Федерации использует объекты ЧФ в г. Севастополе и другие пункты базирования, предназначенные для эксплуатации корабельного состава, авиации, береговых войск, объектов административного, боевого, технического и тылового обеспечения в Крыму.

Статья 3.

Правительства сторон урегулируют вопросы, относящиеся к имуществу Черноморского флота, и подпишут на этот счет отдельное соглашение, имея ввиду ранее достигнутую договоренность о разделе указанного имущества в соотношении 50 на 50%.

Статья 4.

При разделе вооружений, военной техники и средств обеспечения сил береговой обороны, морской пехоты и морской авиации наземного базирования Черноморского флота, стороны исходят из состояния, существовавшего на 3 августа 1992 года.

Статья 5.

В случае, если одна из сторон будет заинтересована в использовании объектов, которые по условиям настоящего соглашения предусматриваются для использования другой стороной, вопросы будут решаться путем заключения специального соглашения для каждого конкретного случая.

Статья 6.

Каждый офицер, мичман, прапорщик Черноморского флота имеет право на свободное определение своей дальнейшей службы.

Статья 7.

РФ участвует в развитии социально-экономической сферы г. Севастополя и других населенных пунктов, где будет дислоцироваться Черноморский флот Российской Федерации.

Статья 8.

Стороны, в целях сохранения стабильности в регионе Черного моря и обеспечения безопасности с морских направлений, объединят усилия по взаимодействию и сотрудничеству в военно-морской области. Организацию и сотрудничество в этой области будет определять Соглашение между ВМФ РФ и ВМС Украины.

Статья 9.

Стороны продолжат переговоры, относящиеся к ЧФ и, в частности, разработку правового статуса и условий пребывания ЧФ РФ на территории Украины, порядок осуществления взаиморасчетов, связанных с урегулированием проблемы Черноморского флота и по другим вопросам.

Статья 10.

Для наблюдения за выполнением договоренностей по ЧФ создается смешанная российско-украинская комиссия в составе государственных делегаций РФ и Украины по переговорам по ЧФ. Комиссии поручается разработать конкретные параметры раздела объектов Черноморского флота.

От России: Президент РФ Б. ЕЛЬЦИН

От Украины: Президент Украины Л. КУЧМА

г. Сочи, 9 июня 1995 г.

Россия – Украина. 1990-2000: документы и материалы: в 2 кн. / Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Украины. – Москва: Междунар. отношения, 2001. – Кн. 1: 1990-1995.– С. 438-440.

«О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

Из Указа Президента РФ

Сентября 1993 г.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. <…>

Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу; <…>

Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов – более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти; <…>

постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему указу.

Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации.

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями рабочей группы Конституционной комиссии.

3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведении на основе этого закона новых выборов:

- ввести в действие положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

- наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными положением «О федеральных органах власти на переходный период».

Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.

4. Ввести в действие положение «О выборах депутатов Государственной думы», разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

Провести в соответствии с указанным положением выборы в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года. <...>

9. Заседания Съезда народных депутатов не созываются.

10. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации.

11. Совет министров - правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом, а также законодательством. < ... >

Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

Прошу граждан поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

Правда. – 1993. – 23 сентября.

Из обращения Президента РФ «К гражданам России»

Наши рекомендации