Внешняя политика: смена ориентиров
«Новый курс» советской дипломатии. В 1933 г. в условиях новой расстановки политических сил в Европе, связанной прежде всего с приходом к власти в Германии фашизма, в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся, помимо всего прочего, в отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента до 193.9 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. А ее главным приоритетом становится стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии. Этот курс во многом был связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова.
Первыми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Это означало формальное возвращение страны в мировое сообщество в качестве великой державы. Принципиально важно, что принятие СССР в Лигу Наций состоялось на его собственных условиях: все споры, прежде всего по поводу царских долгов, были решены в его пользу.
В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимной помощи в случае возможного нападения любого агрессора. Но принятые взаимные обязательства на деле были малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Вслед за тем договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией.
В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область Советский Союз предложил Лиге Наций предпринять коллективные меры для действенного пресечения нарушений международных обязательств. Но его голос не был услышан.
Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. Для реализации своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наибольшая критика сталинских методов звучала со стороны мировой социал-демократии. Поэтому Сталин объявил главным врагом коммунистов всех стран социал-демократов, расценивая их как пособников фашизма. Эти коминтерновские установки привели на практике к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.
В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса меняются и основные установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Георгий Димитров — герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского процесса против коммунистов.
Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов теперь провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами от социал-демократов до либералов.
Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за мир и безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной Армии над армиями империалистов».
Первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна на практике была предпринята в 1936 г. в Испании.
СССР и война в Испании. В июле 1936 г. в Испании генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь. Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства». Эта 'позиция вызвала возмущение левых сил. В Испанию потянулись тысячи добровольцев из разных стран мира.
Советская дипломатия оказалась в весьма сложном положении. С одной стороны, открытая материальная и военная поддержка республиканской Испании грозила СССР новыми обвинениями в экспорте революции, а значит, срывом любых попыток сближения с западными странами. С другой—оставление левых сил Испании и ее добровольных защитников без поддержки неизбежно грозило потерей влияния ВКП(б) в международном коммунистическом движении и ростом симпатий к «троцкистам», позиции которых в Испании были достаточно сильны. Этого Сталин допустить не мог. Поэтому, хотя и с известным опозданием, 14 октября СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В Испанию была направлена советская военная техника, две тысячи советников, в том числе по борьбе не с фашизмом, а с троцкизмом, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов. Однако этого было явно недостаточно.
События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но демократические государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для демократии — фашистский или коммунистический.
Мюнхенское соглашение. Тем временем фашистские державы осуществляли новые территориальные захваты. В середине мая 1938 г. немецкие войска сконцентрировались на границе с Чехословакией. СССР был связан с Чехословакией договором о взаимной помощи, в котором, однако, была существенная оговорка, в соответствии с которой Советский Союз мог оказать военную помощь Чехословакии лишь в том случае, если подобные меры предпримет и Франция. Советское руководство тем не менее было готово и без Франции оказать Чехословакии помощь, но при условии, что она сама попросит Советский Союз об этом. Однако Чехословакия все еще надеялась на помощь своих западных союзников.
В сентябре, когда ситуация накалилась до предела, руководители Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на «конференцию» допущены не были. Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на «умиротворение» фашистских агрессоров, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области. Тем не мене', Советский Союз был готов оказать Чехословакии помощь, руководствуясь Уставом Лиги Наций. Для этого было необходимо, чтобы Чехословакия обратилась в Совет Лиги Наций с соответствующей просьбой. Но правящие круги Чехословакии не сдела ли этого.
Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре этого же года франко-германской деклараций, являвшихся по существу пактами о ненападении. В этих документах договаривающиеся стороны заявляли о своем стремлении «никогда более не вести войну друг против друга» и все вопросы разрешать при помощи консультаций.
Советский Союз, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполитической линии.
Дальневосточная политика СССР. Несмотря на очевидную сложность европейского внешнеполитического курса, положение на западных границах СССР было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения, менявшие политическую карту региона.
Первый военный конфликт произошел летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Камнем преткновения стала КВЖД. Согласно договору 1924 г. между СССР и пекинским правительством Китая, железная дорога переходила под совместное советско-китайское управление. Но к концу 20-х гг. китайская администрация была почти полностью оттеснена советскими специалистами, а сама дорога и обслуживающие ее подразделения фактически перешли в собственность Советского Союза. Такое положение стало возможным ввиду крайне нестабильной политической ситуации в Китае. Но в 1928 г. к власти пришло правительство Чан Кайши, которое стало проводить политику объединения всех китайских территорий. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные на КВЖД позиции. Возник вооруженный конфликт. Советские войска разгромили на китайской территории начавшие боевые действия китайские пограничные отряды.
В это время на Дальнем Востоке в лице Японии мировое сообщество получило мощный очаг разжигания военной угрозы. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, Япония создала непосредственную военную угрозу дальневосточным границам Советского Союза, к тому же принадлежавшая СССР КВЖД оказалась на территории, контролируемой Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстановить дипломатические отношения. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединилась Италия и Испания. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР 18 Китай пошли на взаимное сближение. В августе 1937 г. между ними был заключен договор о ненападении. После подписания ^договора Советский Союз стал оказывать Китаю значительную техническую и материальную помощь. В боях на стороне китайской армии сражались советские инструкторы и добровольцы из числа летного состава ВВС.
Летом 1938 г. начались отдельные вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в августе 1938 г. в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока. Со стороны Японии это была первая разведка боем. Она показала, что взять наскоком советские границы вряд ли удастся.
ДОКУМЕНТЫ
Из телеграммы наркома иностранных дел М. М. Литвинова в Москву в связи с заключением советско-французского пакта о взаимной помощи. 22 апреля 1935 г.
Не надо возлагать серьезных надежд на пакт в смысле военной помощи в случае войны. Наша безопасность продолжает оставаться исключительно в руках Красной Армии. Для нас пакт имеет главным образом политическое значение.