Политико-правовое учение Аристотеля.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Сын врача при дворе македонского царя, родился в Стагире (отсюда второе имя философа Стагирит). Образование получил в Афинах. 20 лет проводит в платоновской академии, в качестве ученика, а затем преподавателя. После смерти Платона покидает Академию, занимается научной и преподавательской деятельностью. С 343 - воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н.э. вернулся в Афины и создал свою школу - Ликей. Греция находилась под властью Македонии, поэтому после смерти Александра Аристотель оказывается в немилости, его обвинят в безбожии, он вынужден уехать из Афин и через год умирает.
Аристотель - прославленный ученик Платона. Но он не следовал механически его учению, и даже критиковал Платона.
Основные произведения: «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель основал около 14 наук, в том числе и политическую. Политику он понимал значительно шире, включая в нее этику, экономику, право.
Государство.
Происхождение государства. Согласно учению Аристотеля, государство - продукт естественного развития, образуется вследствие влечения человека к общению. Есть три ступени объединения, которые люди создают в своем стремлении к общению: семья, деревня и государство.
Государство - это общение людей ради достижения лучшей жизни. Цель государства – благо людей(свободных граждан, но не рабов и не варваров). Критикуя платоновский коммунистический проект идеального государства, Аристотель считает, что общность имущества противоестественна, а частная соответствует природе человека. Частная собственность коренится в самой человеческой природе и является неотъемлемым элементом семьи. Аристотель выделяет две формы накопления богатства. Первая - создание материальных ценностей своим трудом, при этом увеличивается и богатство полиса, вторая форма - торговля, спекуляция или эгоистическое накопление, перекачка готовых ценностей. Защищает частную собственность, но лишь первую форму.
Аристотель выделяет следующие признаки государства:
· единство власти и территории;
· власть распространяется на свободных и равных граждан;
· социальная основа власти – собственники земли.
Задолго до Монтескьё Аристотель дифференцирует государственную власть на три ветви: законодательный орган, правительственный и судебный.
Форма государства. Классификация форм государства во многом повторяет платоновскую. Отсюда выделены три «правильные» формы: монархия, аристократия и полития и три «неправильные»: тирания, олигархия и демократия.
Политические симпатии Аристотеля на стороне политии - смешанной форме, возникающей из сочетания демократии и олигархии. Полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что гарантирует «самодостаточность» семей и ослабляет противоречие между богатством и бедностью.
Право. Право Аристотель самым тесным образом связывает с государством. Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей стабильность. Важнейший его признак - принудительная сила. Право, по Аристотелю, - это воплощение справедливости. Цель права, как и государства, общее благо, поэтому оно ассоциируется со справедливостью.
Само право философ разделяет на естественное и условное.
Естественное право то, которое не нуждается в законодательном закреплении, оно всеми признано. К нему относятся общественные явления, существующие от «природы»: семья, рабство, частная собственность и др.
Условное право, т.е. нормы, установленные людьми, в форме законов и соглашений. При этом он различает писаные и неписаные законы, а также обычаи.
Аристотель – сторонник стабильности права. Он писал, что закон может быть справедливым и несправедливым, но, тем не менее, даже несправедливый закон имеет обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка.
Вклад Аристотеля в историю политико-правовых учений очень велик и по масштабу влияния на последующее развитие философской мысли не имеет себе равных.