PR в США: ХХ-начало XXI века

  • Начиная с 30-х гг. 20 в - в США существенно укрепляются позиции PR как корпоративной функции управления общественным мнением. Великая депрессия
  • В крупных компаниях – AT&T (Артур Пейдж), General Motors и др. – вводятся должности вице-президентов по коммуникациям или паблик рилейшнз.

Серед 20 века – Эра убеждения

Цель : Влияние на общественное мнение и поведение

Двусторонняя коммуникация

Практикуется : в конкурентно-ориентированном бизнесе

Включение курсов PR в учебные планы университетов , начало целенаправленной подготовки специалистов в этой области.

  • 1918 г - Впервые курс PR был включен в учебный план Университета штата Иллинойс

(в 1922 г. такой курс был введен уже в Нью-Йоркском университете. Особый размах данный процесс получил в 30-40-е гг. прошлого столетия. В 1949 г. уже 100 колледжей и универов США - курсы PR )

  • Аналогичные процессы, происходят в Англии, Франции, Германии и других странах.
  • 30-40-е гг. 20 века - Итог развития PR в США как самостоятельного вида профессиональной деятельности - создание первых профессиональных PR-организаций
  • Появление PR-практики государства: Вторая Мировая Война – Комитет Крилла

Конец 20 века – Эра влияния

Цель : Взаимопонимание и решение конфликтов

Двусторонняя

Период «разгребания грязи и жареных фактов»

Практикуется : в регулируемом бизнесе, правительстве, некоммерческих организациях

Существенным моментом в институционализации профессии специалиста по паблик рилейшнз явилось создание кодексов профессионального поведения PR-специалистов.

  • 1961 «Кодекс профессионального поведения и этики». в Венеции
  • В мае 1965 г. Афинский кодекс.
  • 16 апреля 1978 г. Лиссабонский кодекс

Сегодня:

  • Глокализация – глобальная информация зависит от локальных инфоповодов
  • Интеграция маркетинговых коммуникаций
  • Превращение PR в функцию управления
  • Формировании web 2.0 - общества интеракции

История PR в России.

Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия. История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года.

Первый этап (1988–1991) – зарождение рынка паблик рилейшнз,

  • Связано с появлением соответствующих служб в государственных структурах
  • Открытием московских отделений международных агентств.
  • Развитие предпринимательской деятельности
  • Появление фирм, оказывающих простые PR-услуги:
  • в 1989 г. в Москве - агентства «Никколо М» и «Миссия Л» и др.
  • Второй этап (1991–1995) – период роста и становления.
  • Российские агентства осваивают зарубежный опыт,
  • Адаптируют его к отечественным условиям
  • Начинают проводить крупные PR-мероприятия и информационные кампании.
  • Наиболее активно развивается политический консалтинг,
  • В ВУЗах начинается обучение по специальности «Связи с общественностью».
  • 1991 (3 июля ) - Рождается первое корпоративное объединение – Российская ассоциация по связям с общественностью. (РАСО)
  • Третий этап : Начинается в 1996 г. - качественный скачок в развитии PR.
  • На этот процесс оказывает влияние формирующийся информационный рынок и меняющаяся структура массового сознания, требующая все более тонких и точных форм работы с целевыми группами.

31. Рынок PR в России: краткая характеристика.

  • Рынок крупных PR — агентств (в России их около 40) сегодняхарактеризуется рядом параметров.
  • Специфика Российского PR:
  1. Четко обозначается специализация агентств по производственным отраслям

(например, фармацевтика, автомобильный бизнес, информационные технологии и др.).

  1. Перегруппировка сил, появление рыночных альянсов, встраивание в мировые отраслевые сети.
  2. Повышаются требования к оказанию услуг. Переход клиентов к практике долгосрочного заказа.
  3. . Агентства переходят на комплексность предоставляемых услуг.
  4. Не изжито примитивное отношение к PR, как к дешевому и закамуфлированному виду рекламы.
  5. Нет легитимности и открытости PR- бюджетов,
  6. Спрос носит разорванный, кусочный характер.

Тенденции развития PR в России:

  • Существуют 4 основных тенденции развития рынка PR услуг в России:
  1. управление репутацией,
  2. специализация,
  3. использование новых PR-технологий,
  4. международное развитие и экспансия.
  • Идет процесс переосмысления самой миссии российского PR-сообщества.
  • С российскими PR-агентствами стали считаться как внутри страны, так и за рубежом.
  • Наша PR-индустрия, интегрируется с мировой экономикой, взаимодействует с международными организациями.
  • Повышение качества информационных поводов.
  • Усиление роли Event-составляющей. Появление новых event-агентств
  • Развитие Интернет-PR. Социальные сети становятся эффективным PR-инструментом.
  • Рост профессионального самосознания корпоративных PR-менеджеров.
  • Осознание руководителями средних, а в последнее время и мелких компаний необходимости устанавливать гармоничные отношения с обществом и заботиться о своей репутации и имидже.

Наши рекомендации