PR в США: ХХ-начало XXI века
- Начиная с 30-х гг. 20 в - в США существенно укрепляются позиции PR как корпоративной функции управления общественным мнением. Великая депрессия
- В крупных компаниях – AT&T (Артур Пейдж), General Motors и др. – вводятся должности вице-президентов по коммуникациям или паблик рилейшнз.
Серед 20 века – Эра убеждения
Цель : Влияние на общественное мнение и поведение
Двусторонняя коммуникация
Практикуется : в конкурентно-ориентированном бизнесе
Включение курсов PR в учебные планы университетов , начало целенаправленной подготовки специалистов в этой области.
- 1918 г - Впервые курс PR был включен в учебный план Университета штата Иллинойс
(в 1922 г. такой курс был введен уже в Нью-Йоркском университете. Особый размах данный процесс получил в 30-40-е гг. прошлого столетия. В 1949 г. уже 100 колледжей и универов США - курсы PR )
- Аналогичные процессы, происходят в Англии, Франции, Германии и других странах.
- 30-40-е гг. 20 века - Итог развития PR в США как самостоятельного вида профессиональной деятельности - создание первых профессиональных PR-организаций
- Появление PR-практики государства: Вторая Мировая Война – Комитет Крилла
Конец 20 века – Эра влияния
Цель : Взаимопонимание и решение конфликтов
Двусторонняя
Период «разгребания грязи и жареных фактов»
Практикуется : в регулируемом бизнесе, правительстве, некоммерческих организациях
Существенным моментом в институционализации профессии специалиста по паблик рилейшнз явилось создание кодексов профессионального поведения PR-специалистов.
- 1961 «Кодекс профессионального поведения и этики». в Венеции
- В мае 1965 г. Афинский кодекс.
- 16 апреля 1978 г. Лиссабонский кодекс
Сегодня:
- Глокализация – глобальная информация зависит от локальных инфоповодов
- Интеграция маркетинговых коммуникаций
- Превращение PR в функцию управления
- Формировании web 2.0 - общества интеракции
История PR в России.
Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия. История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года.
Первый этап (1988–1991) – зарождение рынка паблик рилейшнз,
- Связано с появлением соответствующих служб в государственных структурах
- Открытием московских отделений международных агентств.
- Развитие предпринимательской деятельности
- Появление фирм, оказывающих простые PR-услуги:
- в 1989 г. в Москве - агентства «Никколо М» и «Миссия Л» и др.
- Второй этап (1991–1995) – период роста и становления.
- Российские агентства осваивают зарубежный опыт,
- Адаптируют его к отечественным условиям
- Начинают проводить крупные PR-мероприятия и информационные кампании.
- Наиболее активно развивается политический консалтинг,
- В ВУЗах начинается обучение по специальности «Связи с общественностью».
- 1991 (3 июля ) - Рождается первое корпоративное объединение – Российская ассоциация по связям с общественностью. (РАСО)
- Третий этап : Начинается в 1996 г. - качественный скачок в развитии PR.
- На этот процесс оказывает влияние формирующийся информационный рынок и меняющаяся структура массового сознания, требующая все более тонких и точных форм работы с целевыми группами.
31. Рынок PR в России: краткая характеристика.
- Рынок крупных PR — агентств (в России их около 40) сегодняхарактеризуется рядом параметров.
- Специфика Российского PR:
- Четко обозначается специализация агентств по производственным отраслям
(например, фармацевтика, автомобильный бизнес, информационные технологии и др.).
- Перегруппировка сил, появление рыночных альянсов, встраивание в мировые отраслевые сети.
- Повышаются требования к оказанию услуг. Переход клиентов к практике долгосрочного заказа.
- . Агентства переходят на комплексность предоставляемых услуг.
- Не изжито примитивное отношение к PR, как к дешевому и закамуфлированному виду рекламы.
- Нет легитимности и открытости PR- бюджетов,
- Спрос носит разорванный, кусочный характер.
Тенденции развития PR в России:
- Существуют 4 основных тенденции развития рынка PR услуг в России:
- управление репутацией,
- специализация,
- использование новых PR-технологий,
- международное развитие и экспансия.
- Идет процесс переосмысления самой миссии российского PR-сообщества.
- С российскими PR-агентствами стали считаться как внутри страны, так и за рубежом.
- Наша PR-индустрия, интегрируется с мировой экономикой, взаимодействует с международными организациями.
- Повышение качества информационных поводов.
- Усиление роли Event-составляющей. Появление новых event-агентств
- Развитие Интернет-PR. Социальные сети становятся эффективным PR-инструментом.
- Рост профессионального самосознания корпоративных PR-менеджеров.
- Осознание руководителями средних, а в последнее время и мелких компаний необходимости устанавливать гармоничные отношения с обществом и заботиться о своей репутации и имидже.