Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для подготовки к вступительному испытанию

Основная:

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная:

1. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 5 изд. – М.: Айрис-пресс, 2004 и любое последующее издание.

2. Токарева Т.Е. Русский язык в его функциональных разновидностях. – Учебник в 2-х частях. – Ч. 1, 2. – М.: ВУ, 2002.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

1. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал.

2. Gramma.ru: Культура письменной речи.

3. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.

4. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете.

5. Словари и энциклопедии on-line: проект Academic.ru.

6. Словопедия: русские толковые словари.

7. Яндекс.Словари: Энциклопедии и справочники.

8. Аудиословарь «Русский устный».


ЛИТЕРАТУРА

Кандидат на поступление в Военный университет должен:

знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества литературных деятелей;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные понятия теории литературы;

уметь:

- передавать содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- определять род и жанр произведения;

владеть:

- навыками сопоставления литературных произведений;

- навыками аргументированного выражения своего отношения к прочитанному произведению.

Понятие темы, идеи, проблематики, рода и жанра, сюжета и композиции литературного произведения

Диалектика содержания и формы в литературном произведении. Понятия идеи и темы литературного произведения. Фабула и сюжет литературного произведения. Основные элементы сюжетостроения. Понятие композиции литературного произведения. Основные элементы и типы композиционного строения.

Понятия литературного рода и жанра. Определения эпоса, лирики и драмы. Прозаические, лирические и драматические жанры. Проблема исторического развития литературных жанров. Жанровое многообразие литературных произведений.

Основы идейно-художественного анализа литературного произведения. Язык и стиль литературного произведения

Понятие художественного метода в литературе. Историческая обусловленность возникновения и развития художественных методов. Классификация художественных методов в литературе. Обусловленность художественного метода действительностью.

Понятие языка и стиля в литературе. Взаимосвязь понятий художественного метода и стиля. Изобразительно-выразительные средства литературы. Понятие о художественном образе. Специфика образного мышления.

Основы идейно-художественного анализа литературного произведения.

Обзор древнерусской литературы и литературы XVIII – первой половины XIX вв.

Предпосылки возникновения древней русской литературы. Патриотизм, идея единства и защиты русской земли от врагов, героизм народа – основная тема русской литературы XI – XVII веков. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.

Специфические особенности литературы XVIII века как литературы “века Просвещения”. Зарождение и формирование новых литературных направлений (классицизма, барокко, сентиментализма, предромантизма, просветительского реализма). Рост реалистических тенденций и становление русского реализма. Русский романтизм.

Творчество Д.Фонвизина (комедия «Недоросль»), А.Грибоедова (пьеса «Горе от ума»). Ода как главный жанр М.Ломоносова-поэта.

Тематические и жанровые особенности творчества А.Пушкина. Патриотические (“Воспоминания в Царском Селе”), вольнолюбивые (“Лицинию”) мотивы лицейской лирики. Южные поэмы А.Пушкина (“Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”) и отражение в них настроений передовых русских людей.

Идейное богатство, тематическое разнообразие, художественное совершенство лирики А.Пушкина михайловского периода. Тематическое и жанровое богатство лирики А.Пушкина после ссылки (любовная, пейзажная, философская, политическая).

“Евгений Онегин” как художественная энциклопедия русской жизни. Социальная и философская проблематика “Медного всадника”. Историческая тематика в прозе А.Пушкина (“Капитанская дочка”).

Тема родины, поэта и поэзии, любви, одиночества в лирике М.Лермонтова. Гражданские мотивы в лирике Лермонтова позднего периода. Романтические поэмы Лермонтова (“Мцыри”, “Демон”).

“Герой нашего времени” как социально-психологический роман. Особенности композиции. Главные образы романа. Второстепенные персонажи романа и их роль в раскрытии характера Печорина.

Юмор и сатира в повестях Н.Гоголя. Острые социальные противоречия в “Петербургских повестях” Гоголя. Художественное своеобразие этого цикла повестей Н.Гоголя. Особенности реализма Н.Гоголя.

Замысел “Ревизора”. Сюжет. Основной конфликт. Жизненная правда и типичность характеров, изображенных Н.Гоголем в “Ревизоре”.

“Мертвые души”. Замысел и творческая история произведения. Композиция и жанр. Сюжет и композиция первого тома. Приобретатель Чичиков – типичная фигура капитализации России. Обличение всей бюрократической системы царской России - “Повесть о капитане Копейкине”. Галерея помещичьих типов. Художественные средства языка.

Наши рекомендации