Лекция 11. западноевропейская культура xix столетия
План изучения темы:
1.Романтизм как антитеза Просвещению: истоки и основания нового мироощущения, культурный идеал Романтизма. Эстетизация философии в романтизме и своеобразие его художественной практики.
2.Немецкая классическая философия о проблемах развития мировой культуры. Марксистская концепция культурного прогресса.
3.Философсакий иррационализм как выражение противоречия в развитии европейской цивилизации: концепции культуры А. Шопенгауэра и Ф Ницше.
5. От Романтизма к реализму: критический реализм в европейском искусстве. Эстетика символизма и импрессионизма.
На смену Просвещению приходит новый культурно-исторический тип — Романтизм. Наиболее адекватное воплощение романтическая теория нашла в искусстве, поэтому в научной литературе это понятие в первую очередь связывается с художественным направлением начала XIX века. В то же время, романтизм представляет собой целостную культурную эпоху, в которой романтические тенденции в значительной степени определили ряд философских учений (Ф. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр, Ф. Нишще и др.), повлияли на историософию, этику и эстетику этого периода, а в сфере общественной психологии романтизм выступил в качестве особого мироощущения.
Романтическое направление охватывает период с конца XVIII по первую треть XIX в. Первоначально оно формировалось в Англии (У. Водсворт, П.Б. Шелли, Дж. Китс, Дж.Г. Байрон, С. Колридж), затем в Германии (Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шуберт), несколько позднее во Франции (В. Гюго, Т. Готье, П. Мериме, Р. Шатобриан, Э. Делакруа) и к началу XIX столетия выступило как общекультурное движение, причем некоторые его тенденции затронули США и Россию.
Теоретические основания романтического мировоззрения складываются в т.н. иенской школе (от названия немецкого города Иены) — объединении философов, поэтов, музыкантов (Л. Тик, Ф. Новалис, Ф. Шеллинг, И. Фихте и др.), группировавшихся вокруг журнала «Атениум», который издавали братья Фридрих и Август Шлегель. Там же вошло в употребление понятие «романтизм», производное от термина «романтическое», означающее фантастическое, возвышенное, далекое от повседневности.
Истоки романтизма обнаруживаются уже в Просвещении — своим духовным наставником романтики считали Ж.-Ж. Руссо. Связующим звеном между этими двумя эпохами служило явление предромантизма (творчество И. Гете, Ф. Шиллера, И. Гердера, И. Винкельмана). Несмотря на преемственные связи с предшествующей эпохой, романтизм выступает как антитеза Просвещению, что связано с глубокими изменениями в социальной и духовной жизни Западной Европы: с нетерпением ожидаемая прогрессивной общественностью революция во Франции, провозгласившая своими лозунгами свободу, равенство и братство, закончилась якобинской диктатурой, а вместо обещанного разумного общества возникло «царство буржуазии», развенчавшее всякие иллюзии о социальной справедливости. Наполеоновские войны, усиление реакционных тенденций в политических режимах европейских государств, разрушение традиционных нравственных устоев внесли в духовный мир человека начала XIX столетия трагическое ощущение обреченности и пессимизм. Неприятие буржуазного практицизма и засилья повседневности, отсутствие всяких надежд на изменение социального бытия к лучшему предельно обострили конфликт личности и социума, что привело к созданию новой духовной парадигмы — романтизму, отрицающему или коренным образом перерабатывающему фундаментальные принципы просветительской культуры. Сама идея разума как наиболее действенного средства познания и преобразования мира дискредитировала себя, что повлияло на усиление антирационалистических тенденций в философии и культуре.
Явление романтизма представляет определенную сложность для изучения в связи с его разнородностью — едва возникнув, романтизм трансформировался в различные направления: так, можно говорить о революционном романтизме Дж. Г. Байрона и П.Б. Шелли, о религиозных мотивах в романтическом творчестве У. Водстворта и позднего Ф. Листа, о своеобразной «медиевизации» мировоззрения некоторых романтиков, идеализировавших католическое Средневековье, что воплотилось в рыцарских романах В. Скотта и возрождении готики в архитектуре, о национальной специфике этого движения в отдельных странах. Но, несмотря на различие политических, религиозных и философских взглядов романтиков, существовало то общее, что объединяло их в единое направление — это неприятие буржуазной действительности, культ природы, душевных переживаний, искусства и художника.
Романтическое мироощущение построено на идее двоемирия: действительность объявляется враждебной человеку и потому признается только существующей, но не подлинной. Личность, утратив способность к сопротивлению этому миру, избирает путь духовного бегства в сферу прекрасного утопического идеала, чему в высшей степени способствовало искусство, объявляемое романтиками прообразом подлинного, желаемого мира, поскольку с его помощью человек мог творить иные культурные миры, соответствующие романтическому представлению об идеале. С этим связано огромное внимание романтиков к художественному творчеству и личности художника. Тема искусства становится важнейшей в романтической теории и художественной практике, а сам художник часто выступает в качестве главного героя в литературных и музыкальных произведениях.
Искусство в романтизме представлено как особая сфера бытия и универсальная форма познания. Эстетика как философия искусства приобретает особую значимость в романтической культурной парадигме, что приводит к эстетизации философии и явлению эстетизма как формы философствования. Доминирование эстетики связано главным образом с антирационалистической направленностью Романтизма — если в просветительских концепциях духовные способности человека ограничивались интеллектом и все, не поддающееся разумному объяснению, отвергалось, то у романтиков на первый план выдвигается сфера бессознательного — фантазия, вдохновение, интуиция, «внутреннее видение». Антирационализм романтиков нашел свое выражение в теории иронии А. Шлегеля и психологической концепции творчества Ф. Новалиса. Анализируя становление художественного смысла в творческом процессе, А. Шлегель отмечал, что художественная рефлексия осознает свою ограниченность, но не перестает стремиться к цели, при этом само осознание данного противоречия художник превращает в средство творчества, отсюда и возникает ирония как форма парадоксального, дающая ощущение свободы от стереотипов мышления. Другой романтик, Ф. Новалис, изучая психологические детерминанты творческого процесса, формулирует мысль о причастности художника к «высшему миру», говорит о неординарности его натуры, позволяющей переживать состояние безумия как необычайно интенсивного чувства жизни (можно вспомнить Э.Т.А. Гофмана, в произведениях которого тема безумия художника является одной из важнейших).
Панэстетизм распространялся и на социальный идеалромантиков:так, Ф. Шиллер разрабатывал идею «эстетического государства», в котором преодолеваются противоречия между личностью и социумом, свободой и необходимостью. Отвергая идею революционного изменения общества, он предложил альтернативный вариант — по его мнению, средством преображения человечества может быть только искусство. На «истинный путь» человечество выведет красота, а самым совершенным произведением искусства станет создание полной политической свободы. В представлении другого романтика И.Х.Ф. Гельдерлина, «эстетическое государство» должно являть собой единение «эстетической церкви» и «религии поэзии». В дальнейшем развитии этой идеи принял участие и великий немецкий музыкант Р. Вагнер, создав концепцию взаимоотношения музыки и общества, отразившей эллинскую идею единения народного искусства и социальной гармонии, которая должна быть реализована в искусстве театра («театрократия»), для чего композитор основал в г. Байрете «Театрон», в котором ставились его оперные спектакли.
Близость романтической теории обнаруживает и натурфилософия Ф.В.Й. Шеллинга, его учение о природе как «развивающемся мировом организме» и «мировой душе». Называя искусство высшей формой духовной деятельности в связи с его способностью выразить и понять природу и человека в их целостности, Шеллинг обосновывает тождество философского (научного) и художественного мышления: философ должен стремиться мыслить подобно художнику, посредством интуиции и эстетического созерцания, поскольку последнему доступно не только целостное познание мира, но и самопознание личности, ведущее к ее самосовершенствованию.
В романтической идеологии, в отличие от просветительской, признается нравственная и социальная ценность религии. «Истинная религия» в представлении романтиков не сводима к «рациональной» или «моральной теологии» — это самостоятельная сфера духовной деятельности, которая проявляет себя в области чувств и является основой целостного сознания. Романтики тесно связывали религиозное чувство с эстетическим переживанием (так, Ф. Новалис понимал под религией поклонение художника прекрасному). С эволюцией романтизма значимость религиозного сознания возрастает — если у ранних романтиков религия эстетизируется, сливаясь с поэзией, примером чему может служить «художественный пантеизм» И. Гельдерлина, в котором Бог и красота синонимичны, а целью общественного воспитания является личность, исповедующая религию красоты, то в поздний период романтический идеал универсально-эстетической культуры выдвигает на первый план уже не искусство, а религию.
Для гуманитарных наук Нового времени характерно стремление к аналогии с естествознанием — если в XVII — XVIII вв. при изучении социальных явлений использовались методы физики и математики, то с середины XIX в. преобладают методы биологии и физиологии, а эволюционный принцип становится одним из определяющих критериев в обществоведении. В первую очередь это было связано с обоснованием эволюционной теории Ч. Дарвина. Понятие организма применяется к обществу и цивилизации в философии и социологии позитивизма, основоположником которого был О. Конт, отрицавший познавательные возможности философии и считавший, что положительное (позитивное) знание могут дать лишь науки, основанные на опыте и эксперименте. Анализируя процессы социальной жизни, Конт использует методологию естествознания, основываясь на идее эволюционизма и культурного прогресса, который он понимает не как развитие от низших форм к высшим, а как постоянное усовершенствование уже существующего. Социологические идеи Конта развиваются в органической теории общества Г. Спенсера, психологическом позитивизме Э. Маха и Р. Авенариуса, а в XX веке эти идеи возрождаются в философии неопозитивизма.
В художественной жизни европейских стран середина столетия характеризуется отходом от романтизма и становлением эстетической системы реализма, в которой традиционно выделяют три направления: социально- психологическое (Г. Мопассан), социально — философское (А. Доде) и героическое (Р. Роллан). В рамках критического реализма возникает натурализм, философской основой которого явился позитивизм. Эстетическую теорию этого направления разработал И. Тэн, уподобляющий искусство науке. Как противоположность позитивистской, натуралистической ориентации искусства, формируется символизм, объявляющий действительность символом мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию. Эстетика символизма отражена в творчестве Ш. Бодлера, М. Метерлинка, О. Уайльда и др. В живописи кризис реализма привел к отрицанию его в виде академизма новым художественным течением — импрессионизмом, основными тенденциями которого являются приближение к природе, стремление запечатлеть неповторимость каждого момента, изображение объекта в стадии становления. К началу ХХ это направление сменяется постимпрессионизмом (В. Ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек, Л. Сезанн).