Государственные корпорации и компании: понятие, основы административно-правового положения.
Государственные корпорации и государственные компании являются самостоятельными субъектами административного права.
В ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственная корпорация – некоммерческая организация, юридическое лицо; его учредитель – Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа, не имеет членства; создается и действует на основании ФЗ о данной корпорации, который признается её учредительным документом, то есть специальных учредительных документов не имеет.
Корпорация является собственником имущества, передаваемого ей Российской Федерацией. Корпорация призвана осуществлять главным образом не частные, а публичные функции, т.е. в интересах всего общества.
Вместе с тем, государственные корпорации различаются между собой по основам правового статуса, целям создания, задачам и функциям. Государственные корпорации могут быть отраслевыми, межотраслевыми, создаваемыми для выполнения определенных государственных задач.
Так, приняты федеральные законы: «О Российской корпорации нанотехнологий» («Роснанотех»); «О банке развития», «О фонде содействия реформированию ЖКХ», «О государственной корпорации «Ростехнологии». И др.
Особенности административно-правового статуса государственных корпораций многопланово проявляются в системе и целях управления ими.
Органами управления государственной корпорации являются:
· Наблюдательный совет – высший орган управления;
· Правление – коллегиальный исполнительный орган
· Генеральный директор – единоличный исполнительный орган
· Ревизионная комиссия – орган внутреннего финансового контроля корпорации
Общее для органов данных корпораций сводится к тому, что их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т.д., причем каждого из них, определены федеральными законами о соответствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравнению с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Иерархически, функционально и юридически их объединяет общность цели создания и деятельности корпорации. Они призваны, кроме всего прочего, обеспечить единство управления корпорации. Этому способствует то, что генеральный директор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельностью. В известной степени скоординированы правомочия генерального директора и наблюдательного совета.
В силу государственной природы корпораций, порядка формирования, сути полномочий их органы должны быть отнесены к государственным органам корпораций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые целями деятельности корпораций. Вместе с тем в законах порядок формирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации. Наряду с совпадением норм по принципиальным вопросам организации и правового регулирования деятельности корпораций в законах имеются нормы, предусматривающие особенности организации управления соответствующей корпорации.
В управленческом аспекте существенными особенностями обладает корпорация «Росатом». Она объявлена Законом уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.
«Росатом» наделен широкими полномочиями и функциями в области государственного управления использованием атомной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Издаваемые корпорацией нормативные правовые акты являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц.
Кроме того, на корпорацию возложены функции «оказания государственных услуг, управления имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области». Следовательно, в корпорации концентрируются отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства.
Однако, вопреки этому, «Росатом» как единый субъект права не является государственным органом.Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют её органы управления. Обозначение корпорации в законе в качестве «уполномоченного органа», «органа государственного управления», строго говоря, является не совсем удачным. Ведь по Закону корпорация «Росатом» «является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации».
Действительно, Закон признает корпорацию единым образованием, определяет полномочия Президента РФ и Правительства РФ в отношении именно корпорации и полномочия самой корпорации в определенных областях ее деятельности. Но признавая корпорацию органом государственного управления, в нем вместе с тем обстоятельно регламентируется организационно-правовой статус, включая полномочия, органов управления корпорации, практически и юридически реализующих полномочия корпорации, реально организующих ее многообразную деятельность. Налицо случай вольного, непрофессионального обращения с понятием «орган государственного управления».
Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет некоторые особенности.
Наблюдательный совет корпорации формируется Президентом РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного совета. Перечень полномочий наблюдательного совета является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Иго изменение возможно лишь законом.
Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. На генерального директора возложено руководство текущей деятельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным органом он действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями. Генеральный директор возглавляет правление корпорации, организует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления.
Правление корпорации образуется в составе генерального директора, являющегося его членом по должности, и других членов. Последние назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генерального директора и работают в корпорации на постоянной основе. Деятельностью правления руководит генеральный директор корпорации. Полномочия правления немногочисленны и в основном не являются решающими в юридическом смысле, хотя и важными по существу.
Государственная корпорация
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным "законом", предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных "законом", предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных "статьей 52" Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации. К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:
· утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации;
· утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
· определение порядка использования прибыли государственной корпорации;
· принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с "законодательством" Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.
Государственная компания
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального "закона".
Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.
Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании.
В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.
Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании.
К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:
· утверждение "программы" деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, если иное не установлено федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании;
· утверждение системы оплаты труда работников государственной компании, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
· определение порядка использования прибыли государственной компании;
· принятие решения о передаче части имущества государственной компании в государственную казну Российской Федерации.
Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, к компетенции высшего органа управления государственной компании могут быть отнесены также иные вопросы.
Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с "законодательством" Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных компаний.