Правовые основы государственной гражданской службы.

Государственная гражданская служба определяется в ФЗ от 27 апреля 2004 года «О государственной службе РФ».

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской федерации по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных государственных органов,
государственных органов субъектов Российской Федерации,
лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации,
лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Гражданская служба — самостоятельный вид государственной службы и, следовательно, характеризуется как общими для государственной службы, так и своими специфическими признаками.

Общие признаки сводятся к тому, что данная служба является по своей природе государственной службой и состоит в профессиональной служебной деятельности. Особенности гражданской службы в том, что она имеет собственную правовую базу ее формирования и функционирования; строится на должности гражданской службы, определяющей назначение и содержание служебной деятельности; осуществляется особыми субъектами, именуемыми в законе государственными гражданскими служащими; законами устанавливаются особенности их правового статуса; назначение гражданской службы — обеспечение исполнения полномочий государственных органов РФ и государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ, имеет материальной основой своего функционирования средства соответственно бюджета РФ и субъектов РФ. Должности гражданской службы учреждаются только в государственных органах, к ней не относится служба на предприятиях и в тех учреждениях, которые не являются государственными органами.

Принципы гражданской службы. ФЗ «о системе государственной службы» установлено, что кроме предусмотренных в нем федеральными законами о видах государственной службы, могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности. Логичен вывод о допустимости расширения их перечня, но не его сужение. Законом о гражданской службе закрепляется в основном тот же перечень принципов, данный в ФЗ о системе государственной службы. Он дополнен лишь принципом стабильности гражданской службы, которая является одним из важнейших условий нормального и эффективного государственного управления.

Однако, наряду с этим, Законом необоснованно сужен перечень принципов путем исключения из него принципов законности, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы. Исключение принципа законности ошибочно по существу; оно не учитывает требований ст. 15 Конституции РФ, того, что данный принцип составляет универсальную основу функционирования государства и местного самоуправления, специфического характера осуществления государственного управления.

Вызывает сомнение также недооценка принципа взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, подмена его отдельной статьей закона, содержащей конкретные нормы по этому вопросу. Известно, что регулирование с помощью принципов является более глубоким и широким; ему не противоречит обеспечение его реализации с помощью конкретных правовых норм. Именно такой метод реализации принципов государственной службы установлен ФЗ о системе государственной службы, предусмотрев, что реализация закрепленных в нем принципов обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Виды гражданской службы. ФЗ о системе государственной службы и о гражданской службе в прямой форме подразделяют ее лишь на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ. Однако гражданская служба может быть классифицирована и по другим признакам, например, с учетом принципа разделения осуществления государственной власти. При наличии общности гражданская служба в органах законодательной власти, исполнительной власти, правосудия, прокуратуры и т.д. имеет свои особенности, предусмотренные обеспечивающими ее нормативными правовыми актами.

Правовые основы гражданской службы. ФЗ о гражданской службе исходит из широкого представления о законодательстве о гражданской службе, понятием которого охватываются не только законы, но и подзаконные акты. При этом либо предполагаются, либо обозначаются акты конкретных видов федеральных государственных органов. В отличие от этого об актах субъектов РФ в Законе говорится в общем виде, без конкретизации, какими именно их органами они могут издаваться.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";

3) Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

(Алехин считает, что это редакционное недоразумение. Во-первых, она позволяет сделать ошибочный вывод, что другие перечисленные акты издаются будто бы не государственными органами, во-вторых, не ясно, какие именно имеются в виду государственные органы»).

Важно также иметь в виду, что по смыслу ФЗ о системе государственной службы на нее не распространяются нормы трудового права. По ФЗ о гражданской службе нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Законом.

Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование их государственной гражданской службы в соответствии с федеральными законами и актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральными нормативными правовыми актами сформулированы принципиальные положения о гражданской службе, обязательные для субъектов РФ. Ими определено, что в субъектах РФ формируется лишь государственная гражданская служба субъекта РФ; дано понятие должности государственной гражданской службы субъекта РФ; закреплены принципы, общие для гражданской службы; основные обязанности и права гражданского служащего; ограничения и запреты при поступлении и прохождении государственной службы и т.д.

Многие важные вопросы государственной гражданской службы могут решаться самими субъектами РФ, например, они выступают нанимателями гражданских служащих, финансируют их содержание, ведут реестр должностей гражданских служащих и др.

Однако в федеральном законодательстве не представлены в системном виде правовые нормы, четко разграничивающие полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области государственной гражданской службы.

Административное задержание

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии с КОАП рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с КОАП органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных КОАП, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии с КОАП рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с КОАП указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных КОАП;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных КОАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Наши рекомендации