Понятие, виды и принципы государственной службы.
Государственная служба —это организационно — функциональная основа государства. Данной службе принадлежит исключительная роль в осуществлении его задач и функций. Она является сущностным выражением взаимоотношений между государством и гражданином, обществом в целом.
С точки зрения административного права возможна трактовка государственной службы вправовом, организационном и функциональном аспектах.
В правовом смысле государственная служба представляет собой комплексный институт, объединяющий нормы конституционного, административного, финансового, уголовного и иных отраслей права.
Основное содержание правового института государственной службы составляют нормы административного права, объединяемые в его самостоятельный институт.
В организационном аспектегосударственная служба — это организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими. Государственная служба невозможна вне организации, объединенной общностью целей, без взаимодействия между служащими. Она обладает определенными системными признаками, заключающимися прежде всего в ее принципах.
В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов, что может затронуть и саму легальную концепцию государственной службы.
Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на функциональную трактовку государственной службы. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в специальной литературе она понималась в широком и узком смысле:
Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. Например, государственными служащими признавалась и учитель школы, и министр и т.п.;
В узкомсмысле государственная служба сводилась к выполнению служащими своих обязанностей в государственных органах, т. е. лицами, занимающими должности в таких органах. А сами должности не подразделялись на государственные и негосударственные, что теперь закреплено в действующих нормативных правовых актах.
Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона РФ от 05.07. 1995 г. «Об основах государственной службы в РФ», согласно которому государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Ее субъекты — не все лица, занимающие в таких органах должности, а лишь те, кто замещает государственные должности государственной службы. Именно они признаны государственными служащими. В законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей РФ, утверждаемый Президентом РФ.
Согласно этой концепции значительный круг лиц, занимающих должности в государственных органах, не отнесены к государственным служащим:
· Президент РФ
· Председатель Правительства РФ
· министры
· руководители субъектов РФ и их органов государственной власти
· судьи
· депутаты и др.
Легальное определение государственной службы получило свое концептуальное развитие в ФЗ от 27.05. 2003 г. «О системе государственной службы в РФ». В нем государственная служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
· Российской Федерации;
· Федеральных государственных органов;
· Субъектов РФ;
· Государственных органов субъектов РФ;
· Лиц, заменяющих государственные должности РФ и субъектов РФ.
При этом под государственными органами понимаются как органы государственной власти, так и иные государственные органы, а замещаемые государственные должности устанавливаются соответственно:
а) Конституцией РФ, федеральными законами;
б) конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов РФ или ее субъектов.
К основополагающим критериям государственной службы отнесены:
- Ее осуществление на профессиональной основе, т.е. признается профессией граждан, состоящих на государственной службе; |
- Признание такой деятельности служебной, т.е. подчиненной обеспечению исполнения полномочий определенных в Законе субъектов. Однако было бы ошибочным рассматривать эту деятельность через призму услуг, оказываемых государственными служащими публичной власти. Содержание служебной деятельности определяется функциями и полномочиями, характерными для данной должности, замещаемой государственным служащим. В целом она подчинена обеспечению эффективности функционирования публичной власти, интересам общества и государства. |
- Разнородность субъектов, на обеспечение исполнения полномочий которых направлена служебная деятельность. Это Российская Федерация и ее субъекты в целом, их государственные органы; лица, замещающие государственные должности РФ и ее субъектов. |
- Признание государственными служащими всех лиц, занимающих должности государственной службы. |
- Дифференциация должностей в государственных органах на государственные и негосударственные должности, не являющиеся должностями государственной службы. Из этого логичен вывод, что замещающие их лица, как и по ФЗ об основах государственной службы, не признаются государственными служащими. |