Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
Природные ресурсы являются национальным богатством всего народа РФ, а также основой ее экономического развития.
Использование природных ресурсовпредставляет собой эксплуатацию, вовлечение в хозяйственный оборот, а также различные виды воздействия на них в процессе хозяйственной и другой деятельности.
Охрана природных ресурсовпредставляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, различных организаций и лиц, цель которой состоит в сохранении и восстановлении природных ресурсов, рациональном их использовании, в предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно Конституции РФ (ст. 71—72) к ведению РФ относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ.Большая часть отношений находится в совместном ведении РФ и её субъектов (охрана окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство и т.д.).
В рассматриваемой области действует большое количество законов и подзаконных актов, важное место среди которых занимают федеральные законы:
«О недрах» от 21 февраля 1992 г.
«О животном мире» от 24 апреля 1995 г.,
«Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.,
«Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.,
Водный кодекс, Лесной кодекс, Земельный кодекс и др.
Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, охраны окружающей среды; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; разрабатывает проекты федеральных законов и издает нормативные акты в области рационального использования природных ресурсов и организует контроль за их применением и т. д.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ относятся: определение основных направлений использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; участие в разработке федеральной политики в области экологического развития РФ; осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды и государственного контроля в области использования и охраны природных ресурсов; разработка соответствующих региональных программ и др.
В управлении использованием и охраной природных ресурсов важная роль принадлежитМинистерству природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), действующему на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 29 мая 2008 г. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среды их обитания; в области лесных отношений, охоты; в сфере гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы.
Оно принимает положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, заказниках, памятников природы федерального значения; инструкцию, устанавливающую правила проведения лесоустройства: нормативы в области охоты и сохранения охотничьих угодий; правила охоты, тушения лесных пожаров и т.д.
В его ведении находятся Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
1. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра),согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г.,
Осуществляет функции:
· по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
· организация государственного геологического изучения недр и экспертизы проектов их изучения;
· проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр.
· организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, учет поступающих заявок на получение лицензий
· принимает решения о предоставлении права пользования участками недр
· выдача, оформление и регистрация лицензий на пользование недрами
· принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр
· ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых;
· функции по организации и осуществлению мониторинга подземных водных объектов.
2. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Осуществляет функции:
· по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, государственному контролю и надзору в области лесных отношений.
· установление возрастов рубок,
· рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;
· об отнесении лесов к защитным, эксплуатационным, резервным лесам;
· осуществляет управление лесничествами и лесопарками, определяет их количество, устанавливает их границы и порядок деятельности в них лесничих;
· проводит государственную инвентаризацию лесов
· осуществляет государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, расположенных в границе лесничеств и лесопарков
· рассматривает и согласовывает проекты границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства на землях лесного фонда
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы),согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 16 июня 2004 г.
Осуществляет функции:
· по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
· организация территориального перераспределения стока поверхностных вод,
· пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;
· осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности
· осуществление мероприятий по охране водоемов, расположенных на территории субъектов РФ и водные ресурсы которых используются для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ
· осуществление мероприятий по охране морей или отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод
· ведение государственного водного реестра;
· осуществление владения, пользования, распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, их государственного мониторинга и организация его проведения;
· разработка и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и т.д.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Положение о ней, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004.Она выполняет функции:
· по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области метеорологии и смежных с ней областях
· мониторинг окружающей среды, её загрязнения
· ведение государственного учета поверхностных вод и государственного водного кадастра поверхностных водных объектов
· ведение Единого государственного фонда о данных состояния окружающей среды, её загрязнении
· обеспечение функционирование пунктов гидрометеорологических наблюдений
· обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)осуществляет функции по государственной кадастровой оценке земель, землеустройству, ведению государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, подготовке землеустроительной документации для установления государственной границы РФ, границ субъектов РФ, муниципальных образований. На неё возложено также проведение государственной экспертизы землеустроительной документации.
Органы местного самоуправления также имеют полномочия в сфере управления использованием и охраной природных ресурсов, например, они регистрируют использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения.
Что касается государственного контроля в области природопользования и охраны природных ресурсов, то:
1. Росгидромет осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы
2. На Росреестр возложены функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора, в области землеустройства, государственной экспертизы землеустроительной документации, государственного мониторинга земель
3. Значительным объемом функций и полномочий в области охраны природных ресурсов наделена Федеральная Служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
64. Возбуждение дела об административном правонарушении.
КоАП РФ, определяяповоды к возбуждению дел об административных правонарушениях, дифференцирует их с учетом особенностей некоторых юридических лиц. Он позволяет разделить их на две группы:
а) общие
б) дополнительные.
Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное правонарушение. К ним относятся:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на его событие;
- поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события;
- сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и др.
К специальным поводам относятся:
- непосредственное обнаружение
- поступившие из органов и т.д. материалы
- сообщения и заявления физических и юридических лиц
- заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве и т.д.
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 КОАП (фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве), 14.23 (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом), кроме общих поводов, признаются также:
- сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов;
- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения техническими средствами;
- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что (в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническими средствами) транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.
Сообщения, заявления и иная информация рассматриваются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено этим лицом при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.
Моментом возбуждения дела признается:
· составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Случаи, когда такой протокол составляется, и требования к его содержанию и оформлению определены в КоАП РФ;
· составлениепервого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, протокола об административном правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
· вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования в установленных случаях;
· оформление предупреждения или наложение (взимание) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется;
· вынесения постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном и оформленном с помощью технических средств.
Важнейшим процессуальным документом, оформляющим возбуждение дела, является протокол об административном правонарушении.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица:
1) уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (глава 23 КоАП РФ);
2) федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Протокол не составляется, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. В этом случае уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. Он уплачивается в порядке, установленном для исполнения постановления о наложении административного штрафа.
При выявлении и фиксировании административного правонарушения в области дорожного движения техническими средствами протокол о его совершении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица,в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление должно удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям.
Прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями КоАП РФ. А при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. В случае неявки этих лиц, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения, на транспорте и др.
Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Протокол не составляется в случае, когда назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, составляется протокол об административном правонарушении.