Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

В законодательстве понятие административного правонару­шения впервые было сформулировано в Основах законодатель­ства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 г.

Согласно «основам», административное правонарушение (проступок) —это посягающее на государственный или общественный поря­док, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, винов­ное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступа­ет, если правонарушение по своему характеру не влечет за со­бой в соответствии с действующим законодательством уголов­ной ответственности.

В действующем КоАП РФ понятие административного правонарушения:

1) во-первых, без конкретизации объектов посяга­тельства,

2) во-вторых, применительно к физическим и юридичес­ким лицам,

3) в-третьих, без указания на соотношение админист­ративной и уголовной ответственности.

4) в-четвертых, определяется без конкретизации объектов посягательств

Согласно ст. 2.1,адми­нистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридичес­кого лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена админис­тративная ответственность.

Это понятие охватывает собой признаки административного правонарушения. Ими являются:

а) антиоб­щественный характер;

По своей социальной значимости деяние является антиоб­щественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают за­дачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонаруше­ний. Какое деяние в рамках института административной ответ­ственности является антиобщественным, определяется законода­тельством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административно­го правонарушения.

б) противоправность;

Противоправность заключается в совершении деяния, на­рушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному праву, но и к ряду других отраслей. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Деяние, не являющееся противоправным, не может об­разовать административного правонарушения и повлечь адми­нистративную ответственность.

в) виновность;

Виновность деяния физического лица означает,что оно со­вершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение ко­торых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена ад­министративная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. На­личие вины — обязательный признак административного пра­вонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния ад­министративным правонарушением, в том числе при его фор­мальной противоправности.

г) наказуе­мость деяния.

Административная ответственность за деяние также отно­сится к безусловным признакам административного правонару­шения. Им признается только то деяние, за которое законода­тельством предусмотрена административная ответственность.

Исходным в характеристике указанных признаков являет­ся понятие«деяние». Это акт волевого поведения. Он заключа­ет в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие.

Ø Дей­ствие есть активное невыполнение обязанности, законного тре­бования, а также нарушение запрета.

Ø Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности.

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием.

С одной стороны, административное правонарушение — ос­нование административной ответственности, с другой, такая от­ветственность — признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу.

По общему правилу административные правонарушения являютсяформальными,состоят в самом факте противоправного поведения. Но имеют­ся и материальные, влекущие, кроме противоправности, реаль­ные неблагоприятные последствия. В установленных законода­тельством случаях для признания деяния административным пра­вонарушением необходимоналичие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствия­ми в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д. Например, материальные составы образуют правонаруше­ния,

o повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпев­шего (ст. 12.24 КоАП РФ),

o создание помех в движении транспорт­ных средств (ст. 12.30 КоАП РФ),

o возникновение пожара без при­чинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий (ст. 20.4 ч. 3 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения следует от­личатьотюридического состава правонарушения.Понимание этого вопро­са имеет не столько теоретическое, сколько практическое зна­чение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может содержать все признаки админист­ративного правонарушения, но это лицо не подлежит админис­тративной ответственности, ибо в его действии нет состава адми­нистративного правонарушения, так как субъектом его призна­ются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Понимание состава административного правонарушения не­обходимо для отграничения административных правонаруше­ний от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юри­дическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава админис­тративного правонарушения. Состав адми­нистративного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного пра­вонарушения являются:

1) объект,

2) объективная сторона,

3) субъект,

4) субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулиро­ванные нормами права и охраняемые мерами административ­ной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в по­сягательстве на общественный порядок, но выражаться оно мо­жет в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за деяние адми­нистративной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии, запрещенном административным правом. Наличие объективной стороны административного правонару­шения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, насту­пивших его вредных последствий, совершения противоправно­го деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объек­тивной стороныможет включать характер действия или бездей­ствия — неоднократность, повторное, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.

Неоднократность действия или бездействия слу­жит непременным условием для признания его объективной сто­роной административного правонарушения. Отсутствие одно­родности исключает возможность такой его характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение 1 года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность слу­жит обстоятельством, отягчающим ответственность за админи­стративное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как еди­ное, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряжен­ное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой администра­тивной ответственности. Длящееся административное правона­рушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

Продолжаемое правонарушение – это совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонару­шений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено нео­днократно.

Субъектами административного правонарушения призна­ются:

I. Физические лица

Административной ответственности подлежат вменяемые ФЛ, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

А) граждане

В составе граждан РФ выделяются весьма разнообразные категории лиц, призна­ваемых субъектами административного правонарушения с уче­том особенностей их правового положения, выполняемых про­фессиональных, социальных функций, состояния здоровья.

В контексте КОАП РФ гражданин РФ, как субъект административных правонарушений, - самостоятельное специальное понятие. Среди других субъектов его выделяют два признака: наличие гражданства РФ и достижение возраста 16 лет.

Б) Должностные лица под­лежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполне­нием или ненадлежащим исполнением своих служебных обя­занностей.

В) иностранные лица и лица без гражданства, иностранные должностные лица

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностран­ные юридические лица подлежат административной ответствен­ности на общих основаниях за совершенные административные правонарушения:

а) на территории РФ;

б) континентальном шель­фе;

в) в исключительной экономической зоне РФ в случаях, пре­дусмотренных КОАП РФ. Субъектами определенных административных право­нарушений признаются только иностран­ные граждане и лица без гражданства, например, нарушений ре­жима пребывания на территории РФ.

II. Юридические лица

По КоАП РФ юридические лица подлежат административ­ной ответственности за совершение административных право­нарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъ­ектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установ­ленные данными статьями нормы применяются только к физи­ческому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы отно­сятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Наложение административного наказания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответствен­ности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонаруше­ния — психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последстви­ям.

Оно может быть выражено в форме умысла или неосторож­ности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездей­ствие, в указанных формах, при наличии других признаков со­става правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонару­шения предусмотрена КоАП РФ.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их до­пускало либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или без­действия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рас­считывало на их предотвращение либо не предвидело возмож­ности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обо­значается. Обычно большинство из них может быть совершено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений пред­полагает, что оно может быть совершено только в форме умыс­ла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.).

Наряду с обязательными признаками субъективной сторо­ны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других — нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.

Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не мо­жет быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права.

Только при наличии состава административного правона­рушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к ад­министративной ответственности.

Наши рекомендации