Основы административно-правового статуса общественных организаций.

Систему законодательства об общественных объединени­ях образуют:

· Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 г.; ГК РФ

· За­коны об отдельных видах общественных объединений. Напри­мер, действуют ФЗ «О политических партиях» 2001; «О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996 г.; «О благотворительной деятельности и благотво­рительных организациях» 1995 г.; «О свободе совести и религиозных объединениях 1997 г.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физические лица, достигшие 18 лет (членами и участниками молодёжных общественных объединений – достигшие 14 лет, детских – 8 лет) и юридические лица - общественные объединения.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

б) в силу своей природы не обладают государственно-власт­ными полномочиями и не признаны субъектами правотворче­ства. Источником их полномочий юридического характера мо­гут быть только нормативные правовые акты;

в) действуют от своего имени;

г) не являются коммерческими организациями, преследую­щими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В зависимости от организационно-правовых форм разли­чаются:

общественная организация — основанное на членстве об­щественное объединение, созданное на основе совместной де­ятельности для защиты общих интересов и достижения устав­ных целей объединившихся граждан. Членами такой организа­ции могут быть, как правило, физические и юридические лица;

общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, пре­следующее социальные, политические и иные общественно по­лезные цели;

общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства обще­ственное объединение, цель которого заключается в формиро­вании имущества на основе добровольных взносов, иных не зап­рещенных законом поступлений и использовании данного иму­щества на общественно полезные цели;

общественное учреждение — не имеющее членства обще­ственное объединение, ставящее своей целью оказание конк­ретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соот­ветствующих уставным целям такого объединения;

орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возника­ющих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Его решение направлено на удовлетворение неограниченного кру­га лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа общественной самодеятельнос­ти по месту жительства;

Политическая партия

В зависимости от формального способа их легализации об­щественные объединения подразделяются на:

· объединения, по­лучившие государственную регистрацию

· организации, дей­ствующие без такой регистрации.

Зарегистрированное обще­ственное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган — правомочия по осуществлению прав и обязаннос­тей в соответствии с уставом. Незарегистрированное общественное объединение не при­обретает прав юридического лица. Но оно является, в частно­сти, субъектом административного права.

В зависимости от территориальной сферы деятельности об­щественные объединения бывают общероссийские, межрегио­нальные, региональные и местные:

общероссийские— действующие на территории более по­ловины субъектов РФ и имеющие там свои структуры;

межрегиональные — действующие на территории менее по­ловины субъектов РФ, имея там свои структуры;

региональные — действующие в пределах территории од­ного субъекта РФ;

местные— действующие в пределах территории органа ме­стного самоуправления.

В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся на основанные на членстве и не имеющие членства

Административная правосубъектность общественных объ­единений включает комплекс принадлежащих им прав и обязан­ностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами испол­нительной власти и гражданами. Государство, закрепляя адми­нистративную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Исходным в определении статуса общественных объеди­нений является запрет на создание объединений, преследую­щих незаконные цели, и осуществление деятельности, посяга­ющей на здоровье и нравственность населения, права и закон­ные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит общественными объединениями; действует принцип взаимного невмешательства. Форма взаимодействия между государством и общественными организациями: согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов.

Вместе с тем законом определены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений ОГВ и ОМСУ; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, других граждан в ОГВ, ОМСУ и общественных объединениях; вносить предложения в ОГВ и т.д.

Наши рекомендации