Основы административно-правового статуса общественных организаций.
Систему законодательства об общественных объединениях образуют:
· Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 г.; ГК РФ
· Законы об отдельных видах общественных объединений. Например, действуют ФЗ «О политических партиях» 2001; «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996 г.; «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995 г.; «О свободе совести и религиозных объединениях 1997 г.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Учредителями общественного объединения являются физические лица, достигшие 18 лет (членами и участниками молодёжных общественных объединений – достигшие 14 лет, детских – 8 лет) и юридические лица - общественные объединения.
Все общественные объединения имеют характерные для них черты:
а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативные правовые акты;
в) действуют от своего имени;
г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
В зависимости от организационно-правовых форм различаются:
общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами такой организации могут быть, как правило, физические и юридические лица;
общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели;
общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям такого объединения;
орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Его решение направлено на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа общественной самодеятельности по месту жительства;
Политическая партия
В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на:
· объединения, получившие государственную регистрацию
· организации, действующие без такой регистрации.
Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган — правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является, в частности, субъектом административного права.
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и местные:
общероссийские— действующие на территории более половины субъектов РФ и имеющие там свои структуры;
межрегиональные — действующие на территории менее половины субъектов РФ, имея там свои структуры;
региональные — действующие в пределах территории одного субъекта РФ;
местные— действующие в пределах территории органа местного самоуправления.
В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся на основанные на членстве и не имеющие членства
Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.
Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.
Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.
Государство не руководит общественными объединениями; действует принцип взаимного невмешательства. Форма взаимодействия между государством и общественными организациями: согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов.
Вместе с тем законом определены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.
Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений ОГВ и ОМСУ; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, других граждан в ОГВ, ОМСУ и общественных объединениях; вносить предложения в ОГВ и т.д.