Принцип сочетания централизации и децентрализации
· Централизациявытекает из единства системы исполнительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредоточиваться в руках федеральных органов и органов субъектов РФ в пределах, определенных законодательством. За пределами совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).
· Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
Ø Особая разновидность децентрализации - делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам. Например, делегирование федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими органам в федеральных округах, территориальным органам.
3) Принцип законности - все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
· обязательность строгого соблюдения положений Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъектов.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Система органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами:
· К ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти
· В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
· На уровне РФ по данному вопросу должны приниматься федеральные законы. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.
Система федеральных органов исполнительной власти сформирована исходя из принципа их классификации, закрепленного Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года. Федеральные ОИВ дифференцированы по своему правовому положению, в основе которого лежат их функциональное назначение и непосредственная подведомственность:
1. Президенту РФ
2. Правительству РФ
3. федеральным министерствам
По своему характеру существенно отличаются отношения ФОИВ по вертикали:
1. прямо подчиненных Президенту РФ;
2. находящихся в непосредственном подчинении Правительства РФ.
Вопросы их организации и деятельности решаются в основном соответственно Президентом РФ и Правительством РФ.
Иной характер отношений между федеральными министерствами и подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами. На эти министерства возложены координация и контроль деятельности подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, которые, со своей стороны:
1. не могут осуществлять правовое регулирование в сфере соответствующих министерств,
2. могут вносить на рассмотрение министерств предложения по широкому спектру своей деятельности.
Систему органов исполнительной власти образуют:
1. Правительство РФ;
2. Органы исполнительной власти
а) федеральные министерства;
б) федеральные службы;
в) федеральные агентства.
3. Органы исполнительной власти субъектов РФ
а) высшие ОИВ субъектов РФ
б) иные ОИВ субъектов РФ