Президент РФ и исполнительная власть.
Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее, основной удельный вес полномочий и характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.
Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся к формированию организационной системы, обеспечению единства, содержанию функций и обеспечению законности функционирования исполнительной власти в РФ, а также к содержанию ее функционирования.
1. Президент формирует Правительство РФ.
Предусмотренное Конституцией РФ согласование Президентом РФ с Государственной Думой назначения Председателя Правительства РФ имеет формально процедурный характер. Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства РФ. Определяя внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства РФ и всей системы исполнительной власти.
Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства РФ от Президента РФ.
Она отчетливо проявляется в том, что:
· Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
· его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории РФ;
· он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ;
· указы Президента РФ относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства РФ.
2. Президент РФ устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Он в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ руководитдеятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, юстиции;
+ непосредственно или через федеральных министровруководит деятельностью федеральных органов, ведающих аналогичными вопросами, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств; непосредственно подведомственными федеральными службами: внешней разведки; безопасности;
Президент РФ утверждает по представлению Правительства РФ положения об указанных органах и назначает руководителей. Он распределяет функции между данными органами и вправе перераспределять установленными федеральными законами их функции до принятия федеральных законов о внесении в них изменений.
3. Президент РФ осуществляет также полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
4. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъекта РФ.
ФЗ от 29.07. 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» расширены возможности Президента в укреплении законности в деятельности, в частности, исполнительных органов субъектов РФ.
В случаях, указанных в данном Законе, Президент РФ вправе вынести высшему должностному лицу субъекта РФ предупреждение, отстранить его от должности. Его отрешение влечет отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа.
Указами Президента могут регулироваться отношения по вопросам, подлежащим регулированию законом. Издание такого закона влечет утрату юридической силы соответствующих указов.
Издаваемые Президентом РФ указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории РФ. В целях реализации конституционных полномочий Президент дает поручения и указания.
Правовые основания поручений и указаний, различия между ними и особенности контроля за их исполнением определены Указом Президента РФ от 28.03. 2011 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ».
1. Поручения содержатся в указах и распоряжениях Президента РФ, а также в его директивах или оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение».Поручения могут оформляться в виде перечня поручений. В них должны быть указаны фамилии и инициалы должностных лиц, которым дано поручение, а также срок для надлежащего исполнения.
2. УказанияПрезидента РФ оформляются в виде резолюций. В случае если в указании Президент РФ не определил срок его исполнения, он устанавливается либо руководителем Администрации Президента РФ или его помощником — начальником Контрольного управления Президента РФ.
Исполнитель обязан не позднее установленного срока представить доклад на имя Президента РФ, в котором должны быть отражены конкретные результаты исполнения поручения или указания Президента.
Поручения и указания продиктованы потребностями ужесточения контроля в деятельности государственного аппарата, укрепления исполнительной дисциплины в его деятельности и лишь в минимальной степени касаются правовой формы деятельности Президента РФ. Так, поручения, зафиксированные в бланках, могут быть не основаны на указах Президента РФ, в принципе могут рассматриваться формами распоряжений Президента РФ указания в резолюциях.
Важная роль в содействии реализации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти принадлежит Администрации Президента РФ.Она формируется Президентом РФ. В соответствии с Положением об Администрации Президента РФ, утвержденным Указом Президента от 06.04.2004 г., Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента РФ.
Учрежден институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.Полномочный представитель действует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ от 13.05.2000г. Он призван обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. К его основным задачам относятся:
· организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
· организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
· обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
· представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округе, внесение президенту РФ соответствующих предложений.
Президент РФ — председатель Государственного Совета РФ, членами которого являются по должности высшие должностные лица (руководители) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Будучи совещательным органом, Государственный Совет призван содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Его статус определяется утвержденным Указом Президента от 01.09.2000 г. Положением о Государственном Совете РФ.