ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «ИСТОРИЯ». Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
Вариант 10.
Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
1. Метод, для которого характерна классификация исторических явлений, событий, процессов, выявление общего в единичном _________________:
а) идеографический в) сравнительный
б) генетический г) типологический
2. Князь, объединивший в IX веке Новгород и Киев в составе единого государства:
а) Рюрик в) Владимир
б) Олег г) Дмитрий
3. Дата отмены Юрьева дня, введение «заповедных лет»:
а) 1550 г. в) 1581 г.
б) 1558 г. г) 1597 г.
4. Укажите результат русско-турецких войн второй половины XVIII века:
а) присоединение Крыма и Северного Причерноморья
б) потеря Смоленска и побережья Балтийского моря
в) завоевание Закавказья и Средней Азии
г) присоединение Польши и Прибалтики
5. Органы местного самоуправления, созданные в эпоху «великих реформ» в 1864 году:
а) общины в) казенные палаты
б) земства г) мировые суды
6. Дата попытки установления военной диктатуры («Корниловский мятеж»):
а) февраль 1917 г. в) август 1917 г.
б) март 1917 г. г) октябрь 1917 г.
7. Событие, характерное для 1920-х гг.:
а) образование СССР в) строительство метрополитена
б) присоединение Прибалтики г) создание комбедов
8. Черта, присущая советской модели индустриализации:
а) децентрализация управления промышленностью
б) активное использование иностранных инвестиций
в) использование внутренних источников накопления
г) преимущественное развитие легкой промышленности
9. Черта, не характерная для процесса десталинизации:
а) восстановление прав репрессированных народов
б) отказ от партийной моноидеологии
в) критика культа личности И.В. Сталина
г) «оттепель» в духовной жизни
10. Основой политического кризиса 1993 года являлся конфликт между:
а) Президентом РФ и системой Советов в) КПСС и лидерами союзных республик
б) Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым г) М.С. Горбачевым и членами ГКЧП
Часть В. Сложные тесты (задания на соответствие двух элементов, установление правильного порядка ответов, выбор двух и более вариантов ответа).
Задание 1. Установите правильное соответствие между именами современников:
а) Александр Невский 1) Дмитрий Шемяка
б) Дмитрий Донской 2) Сергий Радонежский
в) Иван Грозный 3) хан Батый
г) Василий Темный 4) атаман Ермак
Задание 2. Расставьте события XVII-XVIII вв. в правильной хронологической последовательности:
а) создание Сената как высшего органа управления при Петре I
б) составление Екатериной II «Наказа» для депутатов Уложенной комиссии
в) участие России в разделах Польши
г) завоевание Россией выхода в Балтийское море
Задание 3. Установите правильное соответствие между фамилией деятеля и политической партией:
а) В.И.Ленин 1) РСДРП (б)
б) А.И. Гучков 2) партия социалистов-революционеров
в) П.Н. Милюков 3) «Союз 17 октября»
г) В.М. Чернов 4) партия конституционных демократов
Задание 4. Расставьте события первой половины XX века в правильной хронологической последовательности:
а) создание первой Конституции СССР
б) появление хуторов и отрубов
в) введение продразверстки
г) вступление СССР в Лигу Наций
Задание 5. Два верных утверждения, об отношениях России со странами СНГ:
а) Россия поддержала стремление Украины вступить в НАТО
б) Белоруссия выступает за максимальное сближение с Россией
в) России удалось установить добрососедские отношения с Казахстаном
г) Грузии и России удалось совместно решить проблему Абхазии
Часть С. Проблемное задание – комплексный анализ источника.
Из записок княгини Е.Р. Дашковой:
«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть… Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков… Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех..»
Из сочинения историка С.М. Соловьева:
«… после многовекового движения на Восток [русский народ] начал поворачивать на Запад… Само сближение было делом народным, и [он] явился вождем в этом деле… Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры…».
Задание 1. Назовите имя правителя, о котором идет речь в данных источниках:
а) Александр I Павлович в) Петр III Федорович
б) Павел I Петрович г) Петр I Алексеевич
Задание 2. Назовите две особенности преобразований данного правителя, опираясь на текст источников и знания по курсу истории:
а) реформы носили ярко выраженный буржуазный характер
б) европейский характер преобразований
в) быстрые темпы и насильственный характер проведения реформ
г) в ходе реформ произошло становление гражданского общества
Задание 3. Укажите два результата деятельности данного монарха, опираясь на знания по курсу истории:
а) поражение России в Северной войне
б) укрепление абсолютной монархии
в) переход к фабричной стадии производства товаров
г) поверхностная европеизация и социокультурный раскол