Соседская община земледельцев и
Скотоводов
На смену родовой общине постепенно приходит новый тип общины - первобытная соседская община земледельцев и скотоводов. У разных народов это происходит в разное время:
В Египте и Месопотамии - в начале I - V ты с. до н.э. В Китае - в I V ты с. до н.э. В северной Корее и южной Маньчжурии - во II тыс. до н.э. В Японии - в середине I тыс. до н.э. У предков славян и германцев - приблизительно во второй половине I тыс. до н.э.
Соседская община представляла собой коллектив, состоящий из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, индивидуальных хозяйств, объединённых друг с другом территориально - соседскими связями. Соседская община объединялась не кровнородственной, а территориальной связью. Если родовая община представляет собой в первую очередь организацию сородичей, то соседская община - организацию соседей, имеющих общую территорию.
Соседская община характеризуется следующими особенностями:
1. По-прежнему община основана на производящей экономике - земледелии и скотоводстве.
2. Численность коллектива увеличивается. Соседская община начинается с численности в 200 - 300 человек. В дальнейшем её коллектив вырастает до 1000 человек. Как следствие - увеличивается плотность населения.
3. Права соседской общины на землю можно охарактеризовать как верховная коллективнаясобственность. Права всей общины стоят над правами («вверху») каждого отдельного индивидуального хозяйства. Отсюда и название - верховная. Община - это весь коллектив общинников в целом. Когда общинники собираются на народные собрания, то теперь они должны учитывают интересы не только всей общины целиком, но и интересы каждого индивидуального хозяйства. В первобытной соседской общине при верховной коллективной собственности возникают отдельные права общинников на часть земель и часть произведённого продукта.
Соседская общинатеперь делит землю на наделы, обычно, по жребию. Каждый общинник получает свою часть земли. Поэтому единственным признаком вхождения человека в общину теперь становится обладание земельным наделом в общинном фонде земель. Соседская община как верховныйколлективный собственник не допускала к земле не общинника. Вне общины, вне общинного коллектива право владенияземлёй получить было невозможно. Если человек входит в общинный коллектив - он имеет землю. Если в общину приняли человека, который родственником не являлся, ему давался надел, и он становится членом общины. При совершении общинником какого-нибудь тяжкого проступка он подвергался изгнанию из общины. В связи с этим появляется термин «изгóй» - дословно «изгнанный из жизни». У изгоя в общине оставались родственники. Но он теперь не считался членом общины и лишался земли. Фактически это обрекало его на смерть.
Землю большим семьям общинников давали по количеству едоков в семье, по числу членов семьи. Все тем самым находились в равных условиях. И теперь каждый общинник получал продукты со своего надела - всё, что он произвёл своим трудом на своей земле. В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству.
С юридической точки зрения права этих индивидуальных хозяйств (больших семей) на землю представляют собой владение землёй, то есть фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Возникает новая форма собственности - трудовая (личная) собственность означала - собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе - это его имущество. Соседская община как верховный коллективный собственник периодически проводила переделы земли. Семьи наделялись землёй по количеству едоков.
Так, например, часть членов семьи погибала на войне, людей в семье стало меньше и часть земли забрасывалась из-за нехватки работников и за отсутствием необходимости обрабатывать такое количество земли. Соседская община тогдакак верховныйколлективный собственник изымала эту пустующую землю и отдавала другому индивидуальному хозяйству. Ведь в нём подросли дети и существовала потребность в расширении земельного надела, чтобы прокормить бóльшее количество человек в семье, и которая могла землю обработать. Другими словами, пока работаешь, пока что-то выращиваешь на земле - земля и производимые на ней продукты - твои. Когда перестал сам обрабатывать землю и что-то на ней выращивать - то теряешь право на землю и производимый на ней продукт. Земля принадлежала только тому, кто мог её обработать. Это и есть принцип трудовой собственности.
4. Раз землю поделили, то теперь меняются принципы распределения и потребления - возникли индивидуальные формы распределения и потребления полученного продукта.
5. Отражением существования индивидуальных хозяйств являлось раздельное проживание. В состав соседской общины входили как большие патриархальные семьи, так и малые, индивидуальные семьи. Большая, патриархальная семья состояла из нескольких, обычно трёх-четырёх поколений ближайших родственников по отцовской линии - прадед, дед, отец с жёнами и детьми, братья с их жёнами и детьми, внуками. Она насчитывала обычно до 20 человек. Индивидуальные семьи состояли из отца, матери и детей.