В. Обострение социальных противоречий в начале XVII в.
1. В 1601 г. в России шли долгие дожди, потом наступили ранние морозы, погиб урожай. В 1602 г. морозы погубили посевы, на которые возлагали надежды земледельцы. В 1603 г. уже нечем было засевать поля. Неурожай продолжался 3 года подряд, в стране начался голод. Цена на хлеб возросла в 100 раз. В Москве за эти годы от голода умерло 127 тысяч человек. То же происходило по всей стране. Погибло огромное число людей. Повсюду бродили нищие, бездомные.
2. Тысячи холопов, крестьян, посадских людей бежали на окраины страны. Стихийно возникали отряды, которые нападали на помещиков и бояр. Против них посылались карательные отряды. Кульминацией «голодных бунтов» стало восстание Хлопка (1603), охватившее все Подмосковье. Восставшие громили дворянские имения, лишь в конце года под Москвой повстанцы были разгромлены царским отрядом. В это же время стали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий не погиб, а чудесно спасен и скрывается. В распространении слухов Годунов обвинил Романовых и сослал пятерых братьев в монастырь. Старшего, Федора, под именем Филарета отправили в северный монастырь. Это имя мы еще вспомним, когда речь пойдет об избрании на царство первого из династии Романовых — Михаила Федоровича Романова.
Г. Лжедмитрий I
1. В 1601г. Годунов узнал, что в Польше объявился человек, выдающий себя за царевича Дмитрия. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу (1602) галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Существует версия, что Отрепьев был холопом Романовых, которые внушили ему веру в его царское происхождение. Оказавшись в Польше, Отрепьев тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку (его дочь стала женой Отрепьева) — Новгород, Псков, другое земли. В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву.
2. Самозванец выбрал не короткий путь (через Смоленск), а длинный — через Чернигов, где скопилось много людей, недовольных Годуновым. Они видели в Лжедмитрии законного наследника престола, «доброго царя». Быстро сдались города Чернигов, Путивль, Курск, к Лжедмитрию шли запорожские казаки, многие русские дворяне, недовольные Годуновым.
3. Войско Лжедмитрия быстро продвигалось к Москве. 13 апреля 1605 г. скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, он был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. В это же время самозванец присылает в Москву грамоту, в которой требует устранить Годуновых. Группа дворян убивает всех Годуновых (кроме Ксении — дочери Бориса). 20 июня 1605 г. Лжедмитрий въехал в столицу — вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, и 30 июля 1605 г. «Дмитрий» венчался на царство.
4. Лжедмитрий, став царем, повел себя независимо от польского короля: не разрешил строить католические храмы, не отдал полякам Смоленск, стал именоваться императором. Он обладал блестящими способностями, был умен и сообразителен. Бояре дивились его умению быстро и самостоятельно решать трудные вопросы. Но в поведении «Дмитрия» было много необычного: он свободно гулял по городу, не ложился спать после обеда, лично принимал челобитные. В общем, он разрушал образ царя-полубога, держался как обыкновенный человек. А в чем-то просто проявлял легкомыслие, не считаясь с русскими обычаями, порядками, установившимися при русском дворе. Возникли слухи о его переходе в католичество. Особенно они усилились после официальной женитьбы Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек. Нарастало недовольство среди бояр, дворян, простых москвичей.
5. Возник заговор бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 г. при попытке скрыться от заговорщиков Лжедмитрий был убит. Два дня его тело лежало непогребенным, потом его сожгли, зарядили в пушку и выстрелили в сторону, откуда он пришел. Лжедмитрий был смелым человеком, но в основе его действий лежал авантюризм. Он невыполнил своих обещаний, им были недовольны практически все: польский король, русские дворяне, церковь, крестьяне, поэтому он так легко был свергнут. На Земском соборе царем был избран Василий Шуйский (1606—1610), лживый, подозрительный, хитрый человек. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Поэтому по приказу Шуйского мощи царевича были привезены в Кремль, а сам он был объявлен святым мучеником.