Особенности развития капитализма в России во II половине XIX – начале XX в.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. создали условия для развития капитализма. Особенности развития придали специфический характер российскому капитализму. Сегодня идут споры об уровне зрелости капитализма в России накануне революционных событий 1917 года. Есть разные точки зрения? то ли это была страна слабого, среднего уровня развития, то ли страна почти полной зрелости капитализма. В настоящее время получает распространение концепция, согласно которой Россия – страна второго эшелона капиталистического развития, т.е. такая, которой свойственно догоняющее развитие.
Россия вступила на путь капиталистического развития позже, чем страны Европы, эволюционным путем при сохранении феодальных пережитков и самодержавного государства. Государство, под влиянием, прежде всего, внешних факторов, активно «насаждает» капитализм, вторгаясь в хозяйственную жизнь страны. Это и определило особенности капиталистической эволюции.
Для развития капитализма в России были характерны не только быстрые темпы, сжатые сроки, но и иная последовательность аграрно-капиталистического и промышленного переворотов. Промышленный переворот, начавшись в 40-х гг., завершился к началу 80-х гг. XIX в. Он предшествовал и буржуазно-демократической революции и аграрно-капиталистическому перевороту. В 90-е гг. XIX в. Россия переживала период бурного промышленного подъема (индустриализация страны). За эти годы в стране был создан промышленный потенциал, достаточный для обеспечения военной, политической и в значительной мере экономической безопасности, но еще недостаточный для поддержания высокого уровня жизни населения. В стране возникли новые отрасли промышленности – машиностроительная, угольная, нефтедобывающая и др. Вырастали новые индустриальные центры – южный угольно-металлургический (Донбасс и Украина во второй половине 80-х гг. XIX в. оттесняют Урал) и Бакинский нефтеперерабатывающий.
Одной из причин промышленного подъема послужило форсированное «сверху» государством развитие железнодорожного транспорта. Если в развитых странах Европы железнодорожное строительство явилось результатом промышленного переворота, то в России массированное строительство железных дорог явилось мощным стимулом для капиталистической эволюции всего народного хозяйства. Железные дороги сыграли большую роль в развитии внутреннего рынка, освоении новых районов страны, соединив огромные пространства России в единый хозяйственный комплекс. Железнодорожное строительство явилось одной из причин перехода в ряде случаев к фабричному производству без прохождения мануфактурной стадии. Темпы строительства железных дорог в России намного превосходили общемировые. В 1861–1880-х гг. протяженность железных дорог в стране выросла в 14 раз.
Другая характерная особенность развития капитализма состояла в том, что отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах. Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. К тому же с 1890-х гг. иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. С 1861 по 1890 гг. иностранный капитал вырос в 23 раза, причем первое место занимали Франция, Великобритания, Германия, Бельгия.
Российская промышленность отличалась и высокой степенью концентрации. Это касалось как организации самого производства, роста его основных капиталов, так и рабочей силы. Концентрация рабочих в России к началу XX в. достигла таких масштабов, что с ней не могла соперничать ни одна другая страна в мире. В 1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек (таких предприятий тогда было 4% от общего числа предприятий в стране) работало 48,7% рабочих России. Концентрация производства приводила к большому росту монопольных объединений. По степени концентрации промышленного производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе. Во многом это объяснялось тем, что русские предприниматели могли воспользоваться техническими достижениями передовых европейских стран, их инженерными кадрами, что значительно облегчало процесс создания крупных фабрик и заводов.
Процесс концентрации производства всемирно поощрялся правительством, которое было заинтересовано в создании крупных предприятий, способных выполнить грандиозные, прежде всего, военные заказы. Владельцы таких предприятий получали от правительства огромные кредиты и субсидии, пользовались разнообразными налоговыми льготами.
Одна из характерных примет пореформенной России – развитие коммерческих структур. В это время шел бурный процесс создания акционерных обществ, бирж.
Однако в целом промышленное развитие страны было неравномерным. Наряду с крупным машинным производством продолжали играть значительную роль мелкие промыслы. Сохранялось неравномерное развитие промышленности на территории империи. В Европейской России, в Прибалтике, на Украине промышленность развивалась быстро? более медленными темпами шло развитие на Северном Кавказе, Прикубанье, в юго-восточных районах (Самара, Оренбург). И почти не развивалась в Казахстане, Сибири и на Дальнем Востоке.
Несмотря на большой скачок в развитии промышленности в рассматриваемый период, Россия продолжала значительно отставать от стран Западной Европы и США. Россия импортировала чугун и сталь, большую часть металлоемких машин и оборудования (паровозы, вагоны, паровые котлы и т.д.). В общей сумме ее промышленного производства первое место занимала легкая промышленность, а на долю тяжелой приходилось лишь 22 %. Россия отставала в техническом отношении, а значит и в производительности труда отдельного рабочего, и в производстве продукции на душу населения.
В пореформенный период усиливается развитие капитализма в сельском хозяйстве. Мировой опыт продемонстрировал два основных варианта этого процесса. Один – это путь медленного приспособления феодальных структур к капиталистическому способу производства («прусский»)? второй путь – создание фермерских хозяйств, свободного предпринимательства («американский»).
В России имели место оба варианта, но темпы развития капитализма в сельском хозяйстве сдерживались многочисленными феодальными пережитками. Было сохранено помещичье землевладение, сословное землепользование, крестьянская община и др. Условия освобождения крестьян не давали необходимого простора для развития крестьянского хозяйства. Фактически крестьянин не мог продать свой надел? 3/4 земель находилось не в частной собственности крестьян, а во владении общины, которая защищала в какой-то мере крестьян от помещиков, являясь формой крестьянского самоуправления. Однако она тормозила развитие личной инициативы и предпринимательства среди крестьянства. Крестьянство России задыхалось от малоземелья, обострившегося еще больше к началу XX в. в связи с ростом сельского населения на 40 млн. человек. По этой причине крестьяне вынуждены были арендовать часть земель у помещиков, но платили не деньгами, а обрабатыванием господских земель своим инвентарем. Отработки подрывали крестьянское хозяйство, обуславливали низкую производительность труда в помещичьем хозяйстве. К этому следует отнести юридическое и административное неполноправие крестьян, сохранившаяся их зависимость от помещиков. Все это тормозило становление капиталистических отношений в российской деревне.
Тем не менее, в деревню проникают капиталистические отношения.
Во-первых, по мере развития товарного производства многие помещики переходили к созданию своего крупного хозяйства с применением наемной рабочей силы, усовершенствованием машин, удобрений, введением улучшенных севооборотов. Однако большинство дворян к новым условиям приспособиться не могли, продолжали вести хозяйство по-старому или разорялись? в 1880 г. было заложено 15 %, а в 1895 г. – 40 % дворянских земель.
Во-вторых, в пореформенной России значительно усилился товарный, предпринимательский характер сельского хозяйства. Это способствовало территориальному разделению труда и специализации сельского хозяйства, стимулировало торговлю сельскохозяйственными продуктами. Степные губернии Юга и Заволжья окончательно определились как районы производства зерна, преимущественно на экспорт. Северные, Прибалтийские и Центральные губернии стали районами скотоводства и молочного хозяйства. Северо-западные губернии специализировались на производстве льна, конопли, а возделывание сахарной свеклы концентрировалось на Украине и в Центрально-Черноземной зоне.
В-третьих, увеличилась площадь крестьянского частного землевладения. Зажиточные крестьяне стали активно покупать земли после создания Крестьянского банка в 1882 г. За 1861–1882 гг. они купили 6 млн. десятин земли. К 90-м гг. XIX в. зажиточные крестьяне имели 56,3 % лошадей, 50 % сельскохозяйственных машин, до 36,7 % надельной земли. Возросла их роль в поставке хлеба на рынок.
Значительную часть хлеба Россия поставляла на мировой рынок. На втором месте после экспорта хлеба стояли шерсть, лен, масличные семена, сало, пенька. В целом в структуре вывоза сельскохозяйственные товары составляли 75 %, продукция промышленности – 25 %. Однако вывоз сельскохозяйственной продукции, и прежде всего хлеба происходит за счет уменьшения запасов хлеба внутри страны.
Аграрный строй России начала XX в. являл собой сложное сочетание полукрепостнических, раннекапиталистических и собственно капиталистических хозяйств и форм собственности. Аграрно-капиталистический переворот не был закончен и остатки крепостничества, главным из которых было помещичье землевладение, сдерживали развитие крестьянства в классе буржуазного общества. Россия начала XX в. была аграрно-индустриальной страной.
Новые процессы, начавшиеся в стране, неизбежно отразились на структуре ее населения. В российском обществе сохранилось официальное деление на сословия. По сословному положению население России распределялось таким образом? 71 % – крестьяне, 10,7 % – мещане, 6,8 % – инородцы, 2,3 % – казаки (в первой половине XIX в. существовало 9 казачьих войск, к концу XIX в. – 13)? 1,5 % – дворяне? 0,5 % – купцы и почетные граждане (появляются после 1832 г.)? 0,5 % – духовенство? 0,8 % – «прочие», в основном деклассированные.
С завершением промышленного переворота в 80-х гг. XIX в. в социальной структуре общества появляются новые классы? пролетариат и буржуазия. На процесс их формирования повлияли специфические черты развития капитализма. Источником формирования буржуазии было купечество, отчасти мещанство, зажиточное крестьянство. К началу XX в. из 125,6 млн. человек населения страны численность крупной торгово-промышленной буржуазии составляла 1,5 млн. человек. Однако политическая роль буржуазии в обществе была недостаточно велика. В отличие от западной русская буржуазия при всей своей экономической мощи была политически инертной и законопослушной абсолютизму. Русскую буржуазию устраивало то, что их предприятия обеспечивались государственными заказами, что они имели возможность за счет колониальной политики царизма получать рынки сбыта, дешевое сырье, рабочие руки и достаточную прибыль. Царизм с его мощным репрессивным аппаратом защищал буржуазию и от стремительно возрастающей революционности пролетариата и крестьянства.
Численность рабочего класса в пореформенный период быстро возрастала. К началу XX в. армия наемного труда увеличилась в 3 раза, достигнув 14 млн. человек. Источником формирования пролетариата было разоряющееся крестьянство. Увеличилось количество потомственных рабочих, стали создаваться кадры постоянных рабочих, проживающих со своими семьями в крупных промышленных центрах.
Наиболее зрелыми, грамотными были индустриальные рабочие, численность которых к началу XX в. составляла 2,8 млн. человек. Пролетариат формировался как класс интернациональный, тесно связанный с крестьянством. Сплоченности, организованности и формированию духа коллективизма пролетариата способствовала его концентрация на крупных предприятиях. Следует иметь в виду, что российский пролетариат в силу особенностей развития был свободен от церковных и других сословных интересов. К этому нужно добавить, что условия жизни и труда, отсутствие рабочего законодательства (оно появилось только в 1897 г.), а также политических и гражданских прав делали существование российского пролетариата исключительно тяжелым. В 1897 г. рабочий день составлял почти 12 часов, оплата труда рабочих была ниже, чем на Западе, а труд женщин и детей оплачивался на 30–40 % ниже, чем труд мужчин.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что особенности капиталистической эволюции страны привели к тому, что система капиталистического хозяйства в России создавалась в условиях, ограничивающих развитие свободной конкуренции, в исторически сжатые сроки. Развитые формы капитализма мало затронули земледелие. В условиях продолжающегося сохранения пережитков феодального общества экономика страны носила многоукладный характер, который затруднял развитие капитализма, вызвал острые экономические и социальные противоречия.