Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249
говорах стало ядром германского обязательственного права. Многие из его идей не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Пророчеству Савиньи об особых путях кодификации гражданского права вГермании суждено было сбыться — первый единый германский Гражданский кодекс 1896 г. стал результатом не форсированных законодательных процессов, а длительных научных разработок всфере нового римского права.
Пухта Георг Фридрих(1798-1846) — профессор Берлинского университета, внес значительный вклад в развитие исторической школы права. Пухта был учеником Савиньи и развил его идею о праве как продукте исторического развития народа.
Биография. Родился в семье известного судьи Воль-фанга Генриха Пухты. Под влиянием отца стал заниматься юриспруденцией. Преподавал право в ряде немецких университетов, окончательно связав свою судьбу с Берлинским университетом, в котором работал до конца жизни. Был государственным советником и членом комиссии по реформе прусского законодательства.
Основные работы: «Обычное право» (1838); «Учебник пандектов» (1838).
Содержание политике-правового учения. Понятие права у Пухты связано с его представлением о человеке как о существе со свободной волей: «В силу свободы человек — субъект права. Его свобода есть фундамент права, все юридические отношения вытекают из нее»; «право есть признание свободы, равномерно принадлежащей всем людям, как субъектам воли».
Однако это право, утверждал Пухта, получает настоящее признание только в государстве: «Та же сила, которая выдвигает право, образует также государство, без которого право имело бы неполное бытие, временное существование; без него общественная воля, которой обусловливается право, была бы более желанием, чем действительной, сильной волей».
Источники права Пухта классифицирует следующим образом:
• невидимые источники права: вначале — это Бог, затем — народный дух. «Возникновение права из народного духа представляет собою невидимое явление. Кто бы принял на себя труд проследить те пути, которыми убеждение
Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго...
возникает в народе, всходит, растет, развивается и созревает?». Понятие народного духа (Volksgeist) — безличного и самобытного сознания народа стало ключевым понятием в концепции правообразования Пухты;
• видимые источники права — формы выражения народного духа (обычное право, законодательное право, научное право): «Для нас видимый элемент составляет только уже возникшее, т.е. право после того, как оно вышло из мрачной мастерской, в которой вырабатывалось, и стало действительным. При своем возникновении оно может принять троякий вид:
1) как непосредственное убеждение членов народа, про
являющееся в их действиях;
2) как закон;
3) как продукт научной дедукции».
Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемости народом определенных действий, напротив, обычное право — это общенародное убеждение.
Законодательное право — форма права, которая позволяет сделать право ясным и единообразным. Однако содержание этого права не может быть произвольным: «Предполагается, что законодатель действительно выражает общее убеждение народа, под влиянием которого он должен находиться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже установившееся юридическое воззрение или, согласно истинному духу народа, содействует образованию его».
Научное право — форма права, с помощью которой можно выявить юридические положения, сокрытые в духе национального права, не проявлявшиеся ни в непосредственных убеждениях членов народа и их действиях,, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, становятся ясными только как продукт научной дедукции».
Отличие научного права от других форм Пухта видел в том, что это право не обеспечено каким-либо внешним авторитетом. Необходимость обращения судей к научному праву возникает тогда, когда они не могут найти обоснование своего судебного решения в других формах права: «Часто судье приходится обсуждать отношения, о которых не содержат точного постановления ни обычное право, ни законодательство».
Научное право, полагал Пухта, «познается по внутренним основаниям; невозможно преподать для этого познания с известной полнотой особенных правил; вся наука должна служить руководством для этой цели. Каждый
Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 251
и 1|)ист, каждый судья призван к этому; в этом случае помо-i лгу также юридическая литература».
Будучи сторонником идеи органического развития пра-иа, Пухта тем не менее признавал и субъективные факторы и процессе правообразования. Так, он высоко оценивал деятельность правоведов, благодаря которой только и можно объяснить рецепцию римского права. Пухта говорил о римском праве как всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влиянии правовых систем разных народов.
* * *
Пухта, как и Савиньи, придавал принципиальное значение правоведению и считал, что правоведение, являясь для народа органом познания права, служит интересам его развития.
Традиции исторической школы права нашли отражение в современных правовых системах (ФРГ, Швейцария), рассматривающих закон и обычай как два источника права одного порядка.
По представлению русского правоведа Б.А. Кистяков-ского, спор между Савиньи и Тибо «ознаменовал окончательный упадок идей естественного права» и «привел к торжеству новой "школы права — исторической».
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «народный дух» в понимании Савиньи?
2. В чем суть критики естественного права с позиции исто
рической школы права?
3. В чем, на ваш взгляд, заключаются достоинства представле
ний исторической школы на проблему происхождения права?
4. В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки представле
ний исторической школы на проблему происхождения права?
5. В чем суть критики договорной теории происхождения го
сударства представителями исторической школы права?
6. В чем сущность спора Савиньи с Тибо?
Литература
Пухта Г. История римского права. М., 1864.
Пухта Г. Курс римского гражданского права. Т. 1. М., 1874.
Пухта Г. .Энциклопедия права. Ярославль, 1872.
Савиньи Ф. Обязательственное право / Пер. с нем. М., 1876.
Глава 16
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ
В РОССИИ КОНЦА XVIII -
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических прав.
В России в это время существовало крепостное право, которое препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оценивали крепостное право как архаизм, как причину отставания России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непоследовательный и двойственный характер. С одной стороны, Павел I отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу.
Такое положение дел приводило к росту социальной напряженности в России.
Русский историк В.О. Ключевский так оценивал русское общество того времени: «Дворяне страшились крестьян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство боялось обоих».
В этот период в России сформировались два направления политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Сперанский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин).
16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 253
16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского
Сперанский Михаил Михайлович(1772-1839) — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.
Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложением проведения реформ государственного строя империи и крепостного права.
Биография. Родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро- Суздальской духовной семинарии был назван Сперанским (лат. «speranto» — надежда) и направлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя. С 1797 г. — на государственной службе. Возглавлял департамент министерства внутренних дел. С 1807 г. — статс-секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императора составил план государственных преобразований — «Введение к Уложению государственных законов». В 1812 г. Сперанский был смещен с поста секретаря Государственного совета и выслан в Нижний Новгород, затем — в Пермь. Был пензенским губернатором, генерал-губернатором Сибири. Возвращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государственного совета, а также членом Верховного уголовного суда над декабристами. В 1826 г. возглавил II отделение императорской канцелярии. Занимался систематизацией российского законодательства, руководил изданием «Свода законов» и «Полного собрания законов Российской империи».
Логическое основаниеполитике -правового учения.Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либерализма (Бентам) нашли свое отражение в политико-правовых взглядах Сперанского.
Основная работа: «Введение к уложению государственных законов» (1809).
Содержание политико-правового учения.М.М. Сперанский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли
254 Глава 16. Политико-правовая мысль в России...
выражение в его проектах государственных преобразований, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал закрепленную законом возможность: «участия всех государственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».
Политическая свобода должна быть ограничена цензами: S имущественным, т.е. должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, а не «народу рабочему», слугам, ремесленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной деятельности;
S культурным.
Противоположностью политической свободы выступает политическое рабство, когда воля одного лица является законом для всех.
Под гражданской свободой Сперанский понимал возможность обладать личными и имущественными правами: S собственности; ■S заключения договоров;
S на уплату налогов, установленных только согласно закону;
S подвергнуться уголовному наказанию только по решению суда.
Все эти права должны быть закреплены законом. Так, Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры купли-продажи, писал следующее: «Но какую достоверность имело бы сие право, если бы закон политический не определил вообще, что всякая собственность есть неприкосновенна...».
Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политическая: «Никакая свобода не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической».
В России того времени, по мнению Сперанского, не было политической свободы, а свобода гражданская носила ограниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов самодержца и рабов землевладельцев. Первые называются свободными только по отношению ко вторым. В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов».
16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 255
Будущее российское общество представлялось Сперанскому сословным.
Первое сословие составят дворяне, которые будут обладать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владеть населенными недвижимыми имениями с возложением на них обязанности законно управлять ими.
Второе сословие составят люди среднего достатка, которые будут иметь гражданские свободы, а их политические свободы будут ограничены имущественным цензом.
Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие будет иметь только гражданские свободы.
Программа государственных преобразований М.М. Сперанского включала проведение следующих реформ:
• крепостного права;
• государственного правления;
• законодательства.
Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно. ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, определив размер крестьянских повинностей и разрешив крестьянам приобретать недвижимость в собственность. Затем нужно вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка... возвратится крестьянам и древнее право свободного перехода от одного помещика к другому...».
Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку «участь крестьянина, отправляющего повинность по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных Штатах».
Реформа государственного правления. Анализируя политическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность, согласно которой все государства в своем развитии проходят три ступени:
первая ступень — феодальная раздробленность государств Запада;
вторая ступень — «феодальное самодержавие» государств Запада;
третья ступень — конституционное правление.
Сперанский утверждал, что первым государством, которое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее
256Глава 16. Политико-правовая мысль в России...
на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государствам, находящимся на второй ступени политического развития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам октроирует (подарит) Конституцию народу.
Сперанский предлагал построить новое здание российской монархии «на столпах разума и законов». Основой построения такой монархии для Сперанского могла быть только теория разделения властей: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его. Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах».
Разделение законодательной, исполнительной и судебных властей Сперанский предлагал провести на четырех уровнях:
1)волости;
2) округа;
3) губернии;
4) империи.
Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполнительной власти — Правительствующий сенат, высшим органом судебной власти — Судебный сенат.
Государственная дума должна принимать законы. Однако за императором сохранялись огромные полномочия в законодательном процессе. Император мог наложить абсолютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв. Выборы депутатов в Государственную думу предполагалось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а депутаты губернской думы — депутатов в Государственную думу.
Кроме этого при императоре должен быть создан Государственный совет, назначение которого — соединить высшую законодательную, исполнительную и судебную власти. Члены Государственного совета назначались бы императором. Этот орган призван предварительно рассматривать законопроекты, которые затем поступали бы к императору, а затем уже передавались бы на обсуждение в Государственную думу.
16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 257
Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.
Реформа законодательства была проведена при непосредственном участии Сперанского. Он возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской империи», в которое вошли расположенные в хронологическом порядке законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуществлена официальная инкорпорация законодательных актов. Затем с участием Сперанского был подготовлен 15-томный «Свод законов Российской империи», в который вошло все действующее законодательство. Сперанский сообщал: «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он ни есть ни дополнение их, ни толкование».
М.М. Сперанский вошел в историю русской политической и правовой мысли как автор проектов по реформированию самодержавия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления государства позволила бы обеспечить политические и гражданские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать высший законодательный орган в России — Государственную думу, однако она появилась в России только в 1905 г. В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.
16.2. Политические и правовые взгляды декабристов
Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабристами. С этого момента начинается освободительное движение в России.
Декабристы — офицеры, участники Отечественной войны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступление против самодержавно-крепостнического строя. Они
9 М. Н. Марченко
16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 259 Средства достижения целей. Члены тайных обществ разочаровались в результатах народных революций. Так, Французская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась якобинской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. Они делали ставку на дворянскую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г. Таблица 13 Различия в программах «Северного» и «Южного» обществ |
«Северное общество» (П.М. Муравьев) |
«Южное общество» (П.И. Пестель) |
Название программного документа |
«Русская Правда» |
Методология |
Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей |
Земельный вопрос |
действовали на основе разработанных программ переустройства России. Эти программы готовились в недрах тайных обществ. Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816 г. Затем, в 1818 г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После самороспуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли «Северное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравьев, и «Южное общество», которое возглавил НИ. Пестель. (Различия в программах «Северного» и «Южного» обществ представлены в табл. 13.)