Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249

говорах стало ядром германского обязательственного пра­ва. Многие из его идей не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Пророчеству Савиньи об особых путях кодификации гражданского права вГермании суждено было сбыться — первый единый германский Гражданский кодекс 1896 г. стал результатом не форсированных законодательных про­цессов, а длительных научных разработок всфере нового римского права.

Пухта Георг Фридрих(1798-1846) — профессор Бер­линского университета, внес значительный вклад в разви­тие исторической школы права. Пухта был учеником Сави­ньи и развил его идею о праве как продукте исторического развития народа.

Биография. Родился в семье известного судьи Воль-фанга Генриха Пухты. Под влиянием отца стал заниматься юриспруденцией. Преподавал право в ряде немецких уни­верситетов, окончательно связав свою судьбу с Берлин­ским университетом, в котором работал до конца жизни. Был государственным советником и членом комиссии по реформе прусского законодательства.

Основные работы: «Обычное право» (1838); «Учебник пандектов» (1838).

Содержание политике-правового учения. Понятие права у Пухты связано с его представлением о человеке как о существе со свободной волей: «В силу свободы человек — субъект права. Его свобода есть фундамент права, все юри­дические отношения вытекают из нее»; «право есть при­знание свободы, равномерно принадлежащей всем людям, как субъектам воли».

Однако это право, утверждал Пухта, получает настоя­щее признание только в государстве: «Та же сила, которая выдвигает право, образует также государство, без которого право имело бы неполное бытие, временное существова­ние; без него общественная воля, которой обусловливается право, была бы более желанием, чем действительной, силь­ной волей».

Источники права Пухта классифицирует следующим образом:

• невидимые источники права: вначале — это Бог, за­тем — народный дух. «Возникновение права из народного духа представляет собою невидимое явление. Кто бы при­нял на себя труд проследить те пути, которыми убеждение

               
    Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
      Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
      Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
  Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
 

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго...

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru возникает в народе, всходит, растет, развивается и созрева­ет?». Понятие народного духа (Volksgeist) — безличного и самобытного сознания народа стало ключевым понятием в концепции правообразования Пухты;

• видимые источники права — формы выражения на­родного духа (обычное право, законодательное право, на­учное право): «Для нас видимый элемент составляет толь­ко уже возникшее, т.е. право после того, как оно вышло из мрачной мастерской, в которой вырабатывалось, и стало действительным. При своем возникновении оно может принять троякий вид:

1) как непосредственное убеждение членов народа, про­
являющееся в их действиях;

2) как закон;

3) как продукт научной дедукции».

Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемо­сти народом определенных действий, напротив, обычное право — это общенародное убеждение.

Законодательное право — форма права, которая позво­ляет сделать право ясным и единообразным. Однако содер­жание этого права не может быть произвольным: «Предпо­лагается, что законодатель действительно выражает общее убеждение народа, под влиянием которого он должен нахо­диться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже ус­тановившееся юридическое воззрение или, согласно истин­ному духу народа, содействует образованию его».

Научное право — форма права, с помощью которой мож­но выявить юридические положения, сокрытые в духе на­ционального права, не проявлявшиеся ни в непосредст­венных убеждениях членов народа и их действиях,, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, стано­вятся ясными только как продукт научной дедукции».

Отличие научного права от других форм Пухта видел в том, что это право не обеспечено каким-либо внешним ав­торитетом. Необходимость обращения судей к научному праву возникает тогда, когда они не могут найти обоснова­ние своего судебного решения в других формах права: «Ча­сто судье приходится обсуждать отношения, о которых не содержат точного постановления ни обычное право, ни за­конодательство».

Научное право, полагал Пухта, «познается по внутрен­ним основаниям; невозможно преподать для этого позна­ния с известной полнотой особенных правил; вся наука должна служить руководством для этой цели. Каждый

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 251

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru и 1|)ист, каждый судья призван к этому; в этом случае помо-i лгу также юридическая литература».

Будучи сторонником идеи органического развития пра-иа, Пухта тем не менее признавал и субъективные факторы и процессе правообразования. Так, он высоко оценивал де­ятельность правоведов, благодаря которой только и можно объяснить рецепцию римского права. Пухта говорил о рим­ском праве как всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влия­нии правовых систем разных народов.

* * *

Пухта, как и Савиньи, придавал принципиальное значе­ние правоведению и считал, что правоведение, являясь для народа органом познания права, служит интересам его раз­вития.

Традиции исторической школы права нашли отражение в современных правовых системах (ФРГ, Швейцария), рассматривающих закон и обычай как два источника права одного порядка.

По представлению русского правоведа Б.А. Кистяков-ского, спор между Савиньи и Тибо «ознаменовал оконча­тельный упадок идей естественного права» и «привел к торжеству новой "школы права — исторической».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «народный дух» в понимании Савиньи?

2. В чем суть критики естественного права с позиции исто­
рической школы права?

3. В чем, на ваш взгляд, заключаются достоинства представле­
ний исторической школы на проблему происхождения права?

4. В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки представле­
ний исторической школы на проблему происхождения права?

5. В чем суть критики договорной теории происхождения го­
сударства представителями исторической школы права?

6. В чем сущность спора Савиньи с Тибо?

Литература

Пухта Г. История римского права. М., 1864.

Пухта Г. Курс римского гражданского права. Т. 1. М., 1874.

Пухта Г. .Энциклопедия права. Ярославль, 1872.

Савиньи Ф. Обязательственное право / Пер. с нем. М., 1876.

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 16

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

В РОССИИ КОНЦА XVIII -

НАЧАЛА XIX в.

В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических прав.

В России в это время существовало крепостное право, которое препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оцени­вали крепостное право как архаизм, как причину отстава­ния России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непос­ледовательный и двойственный характер. С одной сто­роны, Павел I отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу.

Такое положение дел приводило к росту социальной на­пряженности в России.

Русский историк В.О. Ключевский так оценивал рус­ское общество того времени: «Дворяне страшились кресть­ян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а прави­тельство боялось обоих».

В этот период в России сформировались два направле­ния политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Спе­ранский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин).

16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 253

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru 16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович(1772-1839) — рус­ский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.

Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложе­нием проведения реформ государственного строя империи и крепостного права.

Биография. Родился в деревне Черкутино Владимир­ской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро- Суздальской духовной семинарии был назван Сперанским (лат. «speranto» — надежда) и на­правлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя. С 1797 г. — на государственной службе. Возглавлял департамент ми­нистерства внутренних дел. С 1807 г. — статс-секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императора составил план государственных преобразований — «Введение к Уло­жению государственных законов». В 1812 г. Сперанский был смещен с поста секретаря Государственного совета и выслан в Нижний Новгород, затем — в Пермь. Был пензен­ским губернатором, генерал-губернатором Сибири. Воз­вращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государствен­ного совета, а также членом Верховного уголовного суда над декабристами. В 1826 г. возглавил II отделение импе­раторской канцелярии. Занимался систематизацией рос­сийского законодательства, руководил изданием «Свода законов» и «Полного собрания законов Российской импе­рии».

Логическое основаниеполитике -правового учения.Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либера­лизма (Бентам) нашли свое отражение в политико-право­вых взглядах Сперанского.

Основная работа: «Введение к уложению государ­ственных законов» (1809).

Содержание политико-правового учения.М.М. Спе­ранский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли



Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru


Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru 254 Глава 16. Политико-правовая мысль в России...

выражение в его проектах государственных преобразова­ний, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал зак­репленную законом возможность: «участия всех государ­ственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».

Политическая свобода должна быть ограничена цензами: S имущественным, т.е. должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, а не «народу рабочему», слугам, ремесленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной де­ятельности;

S культурным.

Противоположностью политической свободы выступает политическое рабство, когда воля одного лица является за­коном для всех.

Под гражданской свободой Сперанский понимал воз­можность обладать личными и имущественными правами: S собственности; ■S заключения договоров;

S на уплату налогов, установленных только согласно за­кону;

S подвергнуться уголовному наказанию только по ре­шению суда.

Все эти права должны быть закреплены законом. Так, Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры куп­ли-продажи, писал следующее: «Но какую достоверность имело бы сие право, если бы закон политический не опре­делил вообще, что всякая собственность есть неприкосно­венна...».

Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политичес­кая: «Никакая свобода не может родить в государстве сво­боды гражданской, не установив свободы политической».

В России того времени, по мнению Сперанского, не было политической свободы, а свобода гражданская носила ограниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов самодержца и рабов землевладельцев. Первые назы­ваются свободными только по отношению ко вторым. В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов».

16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 255

Будущее российское общество представлялось Сперан­скому сословным.

Первое сословие составят дворяне, которые будут обла­дать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владеть населенными не­движимыми имениями с возложением на них обязанности законно управлять ими.

Второе сословие составят люди среднего достатка, кото­рые будут иметь гражданские свободы, а их политические свободы будут ограничены имущественным цензом.

Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие бу­дет иметь только гражданские свободы.

Программа государственных преобразований М.М. Спе­ранского включала проведение следующих реформ:

• крепостного права;

• государственного правления;

• законодательства.

Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно. ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, опреде­лив размер крестьянских повинностей и разрешив кресть­янам приобретать недвижимость в собственность. Затем нужно вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка... возвратится крестьянам и древнее право свободного пере­хода от одного помещика к другому...».

Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку «участь крестьянина, отправляющего повинность по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно вы­годнее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных Штатах».

Реформа государственного правления. Анализируя поли­тическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность, согласно которой все государства в своем развитии проходят три ступени:

первая ступень — феодальная раздробленность госу­дарств Запада;

вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу­дарств Запада;

третья ступень — конституционное правление.

Сперанский утверждал, что первым государством, кото­рое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее

Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru 256Глава 16. Политико-правовая мысль в России...

на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государ­ствам, находящимся на второй ступени политического раз­вития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам октроирует (подарит) Конституцию народу.

Сперанский предлагал построить новое здание российс­кой монархии «на столпах разума и законов». Основой по­строения такой монархии для Сперанского могла быть только теория разделения властей: «Нельзя основать прав­ление на законе, если одна державная власть будет и со­ставлять закон, и исполнять его. Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, ис­полнительную и судебную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах».

Разделение законодательной, исполнительной и судеб­ных властей Сперанский предлагал провести на четырех уровнях:

1)волости;

2) округа;

3) губернии;

4) империи.

Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполни­тельной власти — Правительствующий сенат, высшим ор­ганом судебной власти — Судебный сенат.

Государственная дума должна принимать законы. Одна­ко за императором сохранялись огромные полномочия в законодательном процессе. Император мог наложить абсо­лютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв. Выборы депутатов в Государственную думу предполага­лось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а депутаты губерн­ской думы — депутатов в Государственную думу.

Кроме этого при императоре должен быть создан Госу­дарственный совет, назначение которого — соединить выс­шую законодательную, исполнительную и судебную власти. Члены Государственного совета назначались бы императо­ром. Этот орган призван предварительно рассматривать за­конопроекты, которые затем поступали бы к императору, а затем уже передавались бы на обсуждение в Государствен­ную думу.

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 257

Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.

Реформа законодательства была проведена при непос­редственном участии Сперанского. Он возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской им­перии», в которое вошли расположенные в хронологическом порядке законодательные акты, начиная с Соборного уложе­ния 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуществлена официальная ин­корпорация законодательных актов. Затем с участием Спе­ранского был подготовлен 15-томный «Свод законов Рос­сийской империи», в который вошло все действующее законодательство. Сперанский сообщал: «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он ни есть ни до­полнение их, ни толкование».

М.М. Сперанский вошел в историю русской политиче­ской и правовой мысли как автор проектов по реформиро­ванию самодержавия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления госу­дарства позволила бы обеспечить политические и граждан­ские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать высший законодательный орган в Рос­сии — Государственную думу, однако она появилась в Рос­сии только в 1905 г. В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов

Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабриста­ми. С этого момента начинается освободительное движе­ние в России.

Декабристы — офицеры, участники Отечественной вой­ны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступ­ление против самодержавно-крепостнического строя. Они

9 М. Н. Марченко

                                         
    Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
  Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
      Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
    Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
      Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
 
    Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru   Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru   Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
      Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
 
      Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
        Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
      Глава 15. Историческая школа права (Густав Гуго... 249 - student2.ru
 
 
 

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 259 Средства достижения целей. Члены тайных обществ ра­зочаровались в результатах народных революций. Так, Фран­цузская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась яко­бинской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. Они делали ставку на дворян­скую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г. Таблица 13 Различия в программах «Северного» и «Южного» обществ

«Северное общество» (П.М. Муравьев)

«Южное общество» (П.И. Пестель)

Название программного документа

«Русская Правда»

Методология

Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей

Земельный вопрос

действовали на основе разработанных программ переуст­ройства России. Эти программы готовились в недрах тай­ных обществ. Первое тайное общество — «Союз спасе­ния» — было создано в 1816 г. Затем, в 1818 г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После саморос­пуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли «Север­ное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравь­ев, и «Южное общество», которое возглавил НИ. Пестель. (Различия в программах «Северного» и «Южного» об­ществ представлены в табл. 13.)

Наши рекомендации