Волнения в Лхасе в конце 80-х — начале 90-х годов
В настоящее время в эмиграции находится более 150 тыс. тибетцев. Большинство из них живет в Индии, Непале и Бутане, некоторые — в Европе и Америке. В Дхармасале, в индийском штате {297}Химачал-Прадеш, находится резиденция Далай-ламы XIV. Там же существует так называемое «правительство в изгнании», которое состоит из Ассамблеи тибетских народных депутатов (законодательный орган) и Кашага — кабинета министров (исполнительный орган). Ассамблея включает 46 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. На территории Индии построены десятки тибетских монастырей, функционирует система среднего и высшего образования для тибетцев; здесь также учатся многие тибетцы, приехавшие из КНР.
21 сентября 1987 г. во время своего визита в США Далай-лама обнародовал «Мирный план из пяти пунктов». Эти пять пунктов включали следующие предложения:
1) превращение всего Тибета в зону мира;
2) отказ от китайской миграционной политики;
3) уважение основных прав и демократических свобод тибетского народа;
4) восстановление и охрана окружающей среды в Тибете; запрет на размещение в Тибете ядерного оружия и складирование ядерных отходов;
5) проведение открытых переговоров о будущем статусе Тибета и о связях между тибетским и китайским народами [Далай-лама, 1992, с. 248; Тsering Shakya, 1999, р. 415].
Госдепартамент США поспешил заявить, что Далай-лама приглашен в США как «уважаемый религиозный лидер», добавив при этом, что ни США, ни кто-либо из членов ООН не признают Тибет в качестве независимого государства [ibid., р. 416].
Позитивное развитие Тибета в течение 80-х годов позволило китайскому руководству проигнорировать предложения Далай-ламы. Становилось ясно, что эмигрантская элита в Дхармасале все больше и больше ошибается в оценке положения в Тибете и своего влияния на это положение. Летом 1987 г. Лхасу посетили, в частности, бывший президент США Джимми Картер и канцлер Германии Гельмут Коль. Оба, по сообщениям китайской печати, выразили удовлетворение в связи с ситуацией в регионе. Вскоре председатель народного правительства ТАР Дорджэ Цэрин повторил приглашение Далай-ламе XIV на определенных условиях вернуться в Китай.
27 сентября и 1 октября 1987 г. в Лхасе состоялись демонстрации, организованные группами монахов монастырей Дэпун и Сэра. Демонстрации прошли под лозунгом предоставления независимости Тибету. В этих и последующих демонстрациях вплоть до 1990 г. «застрельщиками» выступали монахи и послушники, часто {298} «нелегальные», незарегистрированные монахи, в большом количестве находившиеся в 80-х годах в возобновивших свою деятельность монастырях. Волнения в Лхасе имели место и в марте 1988 г. 15 июня 1988 г., выступая в Страсбурге в здании Европейского парламента на встрече, организованной некоторыми парламентариями, Далай-лама заявил, что Тибет в составе трех частей (Уй-Цзан, Кам и Амдо) может быть «самоуправляемой демократической политической единицей в ассоциации с КНР». 23 сентября 1988 г. посол КНР в Дели заявил, что центральное правительство Китая готово вести переговоры с Далай-ламой в Пекине, Гонконге либо в ином желательном для него месте. Однако так называемый «вопрос о независимости» Тибета не может служить темой переговоров. Центральное правительство Китая никогда не признает «правительство в изгнании». На переговорах может обсуждаться только вопрос о возвращении Далай-ламы и его статусе. При дальнейших контактах представителей Китая и Далай-ламы первые особо подчеркивали недопустимость вмешательства иностранцев во внутренние дела Китая, в частности в предполагавшиеся переговоры, которые, однако, так и не состоялись.
В конце 1988 г. ЦК КПК сместил У Цзин-хуа с поста первого секретаря парткома КПК в ТАР и назначил на этот пост Ху Цзинъ-тао (с 2004 г. Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР). В новых условиях политика либерализации, проводником которой являлся у Цзин-хуа, требовала серьезных коррективов.
5-7 марта 1989 г. в Лхасе имели место демонстрации и беспорядки. 8 марта власти объявили в Лхасе военное положение. Многие демонстранты были арестованы и брошены в тюрьмы. Волнения в Тибете совпали по времени с подъемом массового движения в Пекине под лозунгами демократизации политической жизни и борьбы против коррупции. В конце мая 1989 г. в столице КНР было объявлено военное положение, а в ночь с 3 на 4 июня войска, используя боевую технику, удалили демонстрантов с площади Тяньаньмэнь. События мая-июня 1989 г. в Пекине задержали экономические преобразования в Китае, привели к временному откату реформаторского процесса в целом. В 1992 г., полагая, что последствия тяньаньмэньской трагедии преодолены, Дэн Сяо-пин во время поездки по южным районам страны высказался за возобновление и активизацию экономических реформ. XIV съезд КПК осенью 1992 г. официально провозгласил курс на создание «социалистической рыночной экономики». Экономическое развитие и модернизация Китая вновь оказались в центре внимания правительства КНР. {299}